Научить ребенка читать и писать… Казалось бы, такой естественный и простой процесс, но родители, зачастую опережая события, хотят видеть результаты раньше, чем психика и физиология малыша к этому готовы. Как повседневная бытовая деятельность ребенка поможет легко освоить навыки письма и чтения — давайте посмотрим.
Психика ребенка в своем развитии проходит два этапа: формирование естественных — «природных» психических функций и развитие высших — «культурных» психических функций. При этом все высшие функции (внимание, память, воля и т.п.) опосредованы речью.
Устная речь
Освоение речевых навыков проходит в несколько этапов. Первый — устная речь.
Для взрослых освоение нового языка — серьезная задача, требующая усилий и времени. При этом новый язык как бы «накладывается» на родной: мы сравниваем звуки, значения слов, конструкции предложений.
У нас есть все необходимые для освоения языка нейрофизиологические механизмы, нервные центры и связи между ними.
Ребенок же осваивает родной язык «с нуля».
Ему не с чем сопоставлять, у него только начинают созревать и развиваться необходимые нервные центры. Происходит это только в процессе соответствующей деятельности. Ребенок постепенно, упражняясь, устанавливает связи между движениями артикуляционного аппарата и произносимыми звуками. Он подражает в этом взрослым, которые его окружают. Ни прослушивание аудиозаписей, ни просмотр видео тут не помогут — только наблюдение за взрослым человеком «вживую». Ребенок обязательно упражняется: шлепает губами, выдувает пузыри, произносит звуки, не похожие на человеческую речь.
И только постепенно звуки становятся все более внятными. К счастью, никому из взрослых не приходит в голову останавливать ребенка: «Ну-ка, скажи хорошо, а то у тебя этот звук нечетко получается». Еще не освоив всех звуков речи, малыш начинает улавливать связь между определенным набором звуков и окружающей ситуацией (предметами, действиями, отношениями). И как вначале в коре головного мозга устанавливались нейронные связи между артикуляционными движениями и слуховыми ощущениями от звуков речи, так позже начинают устанавливаться более сложные отношения между комплексом звуков (звучащим словом, например, «чашка») и смыслом (образом сначала конкретной чашки, потом все более обобщенным — чашки вообще).
Чтение и письмо
Когда ребенок начинает читать и писать, нужны совершенно новые связи: между образом буквы и соответствующим движением руки, а при этом необходима еще и ориентация в пространстве (лево-право, верх-низ).
А сам образ буквы воспринимается благодаря упорядоченному движению глаз, как бы «ощупывающих» буквы. Образ буквы необходимо связать со звуком, а звук — суметь выделить из цельного осмысленного комплекса звуков, имеющего определенное значение, и это очень непростая задача для ребенка. Ведь при этом необходимо абстрагироваться от конкретного образа, стоящего за словом, и прислушаться только к звукам, каждый из которых самостоятельного значения не имеет.
И это только начало!
Нейрофизиологические механизмы для всех этих операций формируются не при чтении и письме, а в результате совершенно других видов деятельности. И пока соответствующие механизмы не сложились – учить ребенка читать и писать не только бесполезно, но и вредно!
Ведь в угоду нашему родительскому честолюбию ребенок очень постарается. Но навыки, получаемые в процессе такого обучения, будут опираться на другие механизмы, пригодные для простого механического запоминания отдельных букв и слов, но совершенно непригодные для дальнейшего развития осмысленного беглого чтения. Чтение превращается в «угадывание» написанного. В результате ребенок и в более старшем возрасте читает с большим трудом, медленно, плохо понимая прочитанное.
Анализ данных ЕГЭ показывает, что 50% выпускников не могут выделить главную мысль в прочитанном тексте. То есть складывать буквы в слоги, а слоги в слова они научились, но по-настоящему, с пониманием читать — увы, нет.
Чем же могут помочь родители своему ребенку, чтобы он лучше подготовился к освоению письма и чтения? В первую очередь, способствовать той деятельности ребенка, в которой формируются необходимые для письменной речи нейрофизиологические механизмы: зрительное, слуховое и пространственное восприятие, восприятие пространства и схемы тела; разные виды движений рук и глаз, зрительно-моторная координация; готовность к абстрактным действиям, понимание идеи знака; саморегуляция и самоконтроль. И все эти механизмы прекрасно формируются в повседневной бытовой деятельности ребенка.
Возможность свободно ходить по помещению, поначалу натыкаясь на предметы и постепенно учась ориентироваться в пространстве.
Мытье посуды, стирка, разные виды застежек при одевании-раздевании, сам процесс одевания и раздевания, — все эти виды деятельности требуют координации движения двух рук под контролем зрения. Самые простые бытовые действия — подмести мусор, сервировать стол, налить компот из кувшина в стакан — помогут не только развить самостоятельность и независимость ребенка, но и создадут предпосылки для успешного овладения письменной речью.
Идея знака
Другой очень важной предпосылкой является формирование «идеи знака». Человек постоянно использует самые разные символы, которые что-либо обозначают: буквы, цифры, знаки дорожного движения. Ребенок не сразу может прийти к пониманию такого рода абстракции.
Поначалу даже картинки он воспринимает как самостоятельную реальность. Позже он осознает, что картинки — лишь изображение реальных предметов, и может сопоставить предмет и его изображение. Затем он начинает использовать в играх предметы-заместители: палочка в зависимости от ситуации может обозначать ложку, градусник, шприц и т.п. И это очень важный показатель! Значит, идея о том, что предмет обозначается словом, а звучащее слово — написанными на бумаге знаками, близка к осознанию ребенком.
Сама концепция письменной речи появляется у ребенка не сразу. Для него совершенно не очевидно, что с помощью каких-то странных закорючек можно что-то «сказать» другим людям. Идея фиксации информации на бумаге начинается для ребенка не с письма, а с рисования. И он сначала рисует предметы, целые последовательные сюжеты, а потом переходит к «рисованию» речи. Если ребенок имеет возможность наблюдать пишущих взрослых, то в какой-то момент он начинает подражать им. Он записывает в строчки каракулями свои «тексты».
Там может не быть ни одной настоящей буквы, но ребенок четко знает, что именно он написал, и по вашей просьбе всегда может вам это «прочитать». И на этом этапе ему очень важна поддержка взрослых. Это своего рода «лепет» в письменной речи. Если мы его поддержим, отнесемся к его творчеству с уважением и интересом, то письменная речь будет постепенно развиваться. В письме каракулями все больше начнут появляться буквы.
Особенно если мы поможем ребенку научиться слышать отдельные звуки в словах и обозначать их буквами.
Именно в процессе письма ребенок осваивает графическую форму слова, принимает ее и наполняет смыслом. После этого переход к чтению происходит очень гармонично.
В нашем традиционном обучении чтению через озвучивание каждой буквы, соединение букв в слоги и слова ребенок понимает написанное слово через проговаривание: он читает вслух и понимает значение прочитанного, только услышав свое собственное прочтение.
Но продвинутое чтение исключает проговаривание, будь это громкое чтение или чтение «про себя». То есть понимание происходит за счет способности связать цельный графический образ слова с его значением, представлением о предмете, минуя звуковой образ. Этому очень способствует предварительная работа по записи слов, будь это непосредственно запись рукой, карандашом, мелом или составление слов из готовых букв.
То есть письмо предшествует чтению, оно легче! Дети раньше и с удовольствием начинают писать. А читать они еще очень долго просят нас, даже уже зная буквы. Чтение — сложный интеллектуальный процесс.
Если мы хотим, чтобы дети любили читать — надо, чтобы они умели это делать. Мы обычно не любим то, что трудно и не приносит успеха. Освоение чтения детьми идет очень неспешно. И поторопить их — не в наших силах.
На каждом этапе нужна определенная тренировка, приводящая к построению определенных нейрофизиологических механизмов (это, в свою очередь, возможно только тогда, когда соответствующие нервные клетки достигают физиологической зрелости). Усложнение чтения должно происходить небольшими шагами, чтобы ребенок мог понять прочитанное и получить от этого удовольствие. А пока будем наслаждаться жизнью сами и дадим такую возможность нашим детям.
Позволим им узнавать этот мир всеми доступными средствами, осваивать жизненные навыки, развивая мозг и подготавливая его к дальнейшим умственным прорывам. И пусть ни для нас, ни для наших детей чтение не превратится в тяжкий труд и обременительную обязанность. Если мы будем с удовольствием читать и сами, и детям — они обязательно этому научатся и так же будут получать удовольствие от процесса.