Детский рисунок — это кладезь информации о его авторе. Он может указывать как на проблемы малыша, так и на общее моральное состояние, выявить сильные и слабые черты личности. Родителей ждут открытия!
При анализе детского рисунка нужно учитывать детали, которые иногда позволяют лучше «разглядеть» внутренний мир малыша. Всегда принимайте во внимание следующие моменты:
- возраст ребенка (норма для рисунков детей разного возраста различна как по цвету, так и по сюжету и технике рисования);
- условия рисования (где ребенок рисовал, сколько было времени на работу, было ли у него желание рисовать);
- реплики и комментарии ребенка (как в процессе рисования, так и в конце работы, при ответе на вопросы взрослого о рисунке; все высказывания малыша лучше фиксировать);
- события, предшествующие рисованию (рисунок часто отражает сиюминутное состояние малыша, его реакцию на события, и для определения устойчивых психических состояний ребенка необходимо рассматривать рисунок в контексте его других работ).
Каждое творение ребенка может указывать на важные моменты в его жизни, но если вы хотите получить более полную информацию о личности или восприятии ребенком собственной семьи, лучше посетить психолога.
Он попросит малыша нарисовать картинку на заданную тему: «Человек», «Дом, дерево, человек», «Семья». И даст профессиональную трактовку.
Анализ
Рисунок девочки 5 лет очень жизнерадостный и богатый элементами. Благоприятное впечатление производит и палитра цветов: они светлые, разнообразные, что является признаком хорошего эмоционального состояния. Рисунок нестандартный (кошка на стволе, корона среди грибов), что говорит о развитой фантазии или желании выделиться.
Расположение основных фигур (девочки и дерева) по центру листа говорит о позитивном отношении автора к себе.
При общем довольно хорошем развитии моторики ребенка отмечается некоторая небрежность при раскрашивании деталей рисунка. Линии часто проскакивают мимо, не выдерживается форма (например, в шляпках грибов), что является признаком импульсивности, низкого моторного контроля.
Особое внимание стоит обратить на изображение человека — это проекция внутреннего мира ребенка. По умеренному размеру головы можно сказать, что девочка не склонна к излишним фантазиям, хорошо адаптирована к реальности, об этом же свидетельствуют и широко расставленные устойчивые ноги. Редуцированные черты лица, скорее всего, говорят об импульсивности автора (это подтверждается и недорисованными пальцами на правой руке). Наличие длинных волос с бантами, украшений, узоров, прорисованной области груди говорит о повышенной демонстративности девочки, желании быть замеченной.
В рисунке дерева можно выделить основательный ствол. Широкий длинный ствол говорит об уверенности ребенка в себе. Но отсутствие ветвей может быть признаком проблем с общением, недостатком контактов. Изображение кроны дерева, напоминающее схематичный цветок, свидетельствует об оптимизме автора. Пожалуй, в плане сюжета работа характерна скорее для ребенка младшего школьного возраста, что говорит о высоком уровне развития девочки.
Вывод
Скорее всего, девочка хорошо развита — как физически, так и психически. Возможно, она даже выглядит старше своего возраста, выделяется «взрослой самостоятельностью», рациональностью. Наряду с хорошим общим развитием, широким кругозором, подготовленностью у ребенка отмечается некоторая импульсивность, порывистость, недостаточность моторного контроля, которая пока не является тревожным сигналом в связи с возрастом девочки. Можно сказать, что ребенок очень любит быть в центре внимания, выделяться (об этом символически говорит даже изображенная корона), что
достаточно типично для девочек.
Автор рисунка жизнерадостен, обладает достаточно сильной нервной системой, позитивным отношением к себе и окружающим. Девочка стремится к общению, но, возможно, в данный момент испытывает в этом некоторые трудности. Также стоит обратить внимание на то, как девочка воспринимает критику, готова ли прислушиваться к мнению других, не завышена ли ее самооценка.