Помните, как раньше при приеме в школу нас просили сосчитать до ста и назвать буквы алфавита? Теперь задания стали совсем другими и больше похожи на игру. Но от исхода этой игры иной раз зависит, будет ли малыш учиться в школе, по крайней мере именно в этой. Тестирование — а именно о нем идет речь — теперь применяется в большинстве школ, собственно, везде, где есть психолог.
Причем тестируют учеников как для поступления в школу, так и в последующие годы. Психологов в школах становится все больше, и тесты применяются все более широко. Это относится не только к так называемым элитным, но и к самым обычным районным школам.

Разница только в том, что ребенка из микрорайона, не прошедшего тест, но подходящего по возрасту, в простую школу все равно возьмут. А вот поступить в какую-нибудь спецшколу или гимназию уже не удастся.
Плохо это или хорошо? Попробуем разобраться, а для начала выяснить, кто все это придумал и для чего.


— AD —

Немного истории

В начале XX века французские ученые А.Бине и Т.Симон задались вопросом: можно ли заранее понять, как будет учиться ребенок? Они разработали задания, по результатам которых вычислялся „умственный возраст». Чем больше заданий для более старших детей решал ребенок, тем „старше» он считался по умственному возрасту.
Большое отставание „умственного» возраста от истинного и излишнее опережение считались отклонением от нормы. Тест Бине—Симона вполне позволял предсказывать, готов ли ребенок к школе и как он будет учиться.
Один из вариантов их теста, разработанный еще в 1916 году, стал называться Intelligence Quotent — „коэффициент умственного развития», сокращенно IQ. Со временем это название перешло на целую группу популярных тестов, измеряющих уровень интеллекта, и используются они не только для детей, но и для взрослых. Уже не один десяток лет взрослые люди с увлечением ищут фигурки, которыми нужно закончить ряд картинок, решают задачки „на смекалку» и ребусы. К результатам тестов на IQ принято относиться с интересом, но без святой веры в них: известно, например, что Эйнштейн имел довольно низкий уровень IQ, а высший балл получила некая американская домохозяйка. В этом смысле тесты, применяемые для детей, пожалуй, более объективны: они позволяют отразить реальный уровень развития малыша.

Не для нашей школы

Опытные психологи говорят: „Если ребенок показал хороший результат при тестировании, это прекрасно. Если результат плохой, это лишь повод для дальнейшей работы». Иными словами, в идеале тесты никого не „бракуют», а лишь помогают скорректировать направления работы родителей и педагогов, определить, какие навыки ребенка нуждаются в дополнительном развитии. К сожалению, на практике любую хорошую идею можно извратить, а тесты использовать для того, чтобы отсеивать „неугодных» в элитной школе. Здесь в любом случае нужно помнить, что тест, как и всякий экзамен, — еще не истина в последней инстанции. И даже если способности вашего малыша оценили вполне честно, что-то из его достоинств — и очень важных! — наверняка осталось в тени: например, добрая душа или любовь к природе. Поэтому не относитесь к тестам слишком серьезно. Но знать, что это такое, конечно, надо.
Практика показывает, что чем чаще человек проходит тесты, тем легче он справляется с каждым последующим.
Так что если до поступления в школу папа и мама приучат ребенка к выполнению простых тестов, любые задания вряд ли поставят его в тупик.

Десять точек

Обычно психолог прежде всего обращает внимание на развитие речи: способен ли ребенок ясно выражать мысли, говорить развернутыми фразами. Он может предложить малышу пересказать сказку, описать картинку или игрушку. Словарный запас ребенка должен охватывать не только темы повседневной жизни: одежду, еду, мебель, игры, — но и другие области, общие понятия.
Для проверки развития моторики ребенка просят провести прямую линию, нарисовать круг, квадрат. Тест Керн—Йирасека, он же „графический диктант» служит той же цели. Малышу, который не умеет читать, дают для срисовывания короткую надпись и наблюдают, насколько точно он выполнит задание. Умеющему читать ребенку предлагается надпись на языке, которого он не знает. Применяется и срисовывание фигуры из десяти точек.
Тестируется так называемая интеллектуальная готовность к школе. Психолог дает ряд понятий или предметов (например: автомобиль, поезд, самолет) и спрашивает, что между ними общего (транспорт), или просит исключить лишнее (тыква, лук, свекла, роза). Для проверки логического мышления служит, к примеру, такой вопрос: „Ветер дует оттого, что качаются деревья, или деревья качаются оттого, что дует ветер?»
Проверяется и осведомленность: „Москва — это город, а Россия?» Для проверки внимания малышу могут предложить сыграть в известную игру: „Черный с белым не берите, „да» и „нет» не говорите».

Рисуем человека

Одно из самых популярных и простых заданий — тест Гудинаф—Харриса „Нарисуй человека». В зависимости от того, насколько подробно нарисован человек, наличествуют ли все части тела, уши, шея, соблюдены ли пропорции, ребенку начисляются баллы. Тест „Рисунок животного» позволяет обнаружить скрытые неврозы и страхи.
Психолог интересуется и мотивацией ребенка: хочет ли он идти в школу и почему?
Например, можно показать ряд картинок и сказать: „Вот здесь нарисован мальчик, он хочет идти в школу, потому что все его друзья идут в школу. Эта девочка хочет в школу, потому что ей нравится учиться. Эта — потому что так велели мама и папа. А ты на какой картинке?». Этот тест „с подвохом» выглядит простым, но он очень важен: даже талантливый ребенок без мотивации может стать отстающим. Показывая „школьные» предметы: глобус, линейку, мел, — или их изображения, психолог интересуется, знает ли ребенок, что это такое. Если ребенок правильно отвечает на эти вопросы и понимает, зачем идет в школу, его мотивационная готовность считается высокой.
А вот простейший вариант пресловутого IQ — тест Векслера из 10 заданий — обычно применяется с восьми лет и при приеме в школу, как пра- вило, не используется.

Спокойствие!

Родители часто относятся ко всем этим играм абсолютно серьезно. Многие воспринимают поход к психологу как экзамен своих родительских трудов в течение шести лет. И забавный тест легко превращается в испытание и для взрослых, и для ребенка.
Между тем психолог всегда находится на стороне детей.
Он не меньше вас заинтересован в том, чтобы школьное обучение не превратилось в источник стресса, ведь работать с „трудными» детьми придется именно ему. А стоит ли отдавать малыша в школу раньше времени? Ваш умный и славный малыш может попросту не высидеть урок…
Для неусидчивого, гиперактивного ребенка, нервная система которого не готова к школе, обучение может оказаться мукой мученической.
Так что стоит подумать, прежде чем оспаривать вердикт психолога: „Не готов».
Нервному, возбудимому ребенку не стоит сообщать, что он сдает „экзамен в школу».
Скажите, что ему просто будут загадывать загадки. А вот шумному и не слишком серьезному малышу следует объяснить, что тестирование — это очень важно, там нельзя отвлекаться и шутить.
Ну а огорчаться, услышав, что ребенок не прошел тест, не стоит. Не разочаровывайте себя и спокойно подарите ребенку еще один год детства.
Возможно, тогда он станет лучшим учеником в классе.

А может, он ученый?

Некоторым детям решать „заковыристые» задачки трудно не потому, что они еще малы или туго соображают. Просто ум у них другой. Эти дети подолгу наблюдают, оценивают, сравнивают. И в то же время они, как никто, умеют терпеливо искать нужную информацию, добиваться своего, изучать предмет с разных сторон. Это тип исследователя. Именно из таких детей вырастают ученые, архивисты, натуралисты — другими словами, представители профессий, требующих кропотливой работы, настойчивости и внимания.