Как подготовить ребенка к школе: критерии готовности ребенка к школе. Интеллектуальная готовность ребенка к школе


Впереди прекрасная пора, три чудесных долгожданных месяца лета. Но для родителей дошколят наступает непростое время, время переживаний и волнений. В череде хлопот, когда нужно так много сделать для будущего первоклассника, родители наверняка задумываются, готов ли их ребенок к школе, справится ли с новыми обязанностями.
Отношение ребенка к школе, его настрой на будущее, по мнению психологов, во многом зависят от родителей. И в этом смысле на них ложится большая ответственность. Как подготовить ребенка к школе правильно?


— AD —

Критерии готовности ребенка к школе

Психологи традиционно выделяют три основных критерия готовности ребенка к школе. Это, во-первых, интеллектуальная готовность. Она определяется умением ребенка строить логические связи, концентрировать внимание и уровнем развития мелкой моторики и памяти. Во-вторых, эмоциональная готовность. Сюда относится умение управлять своими эмоциями и концентрироваться на задании. И, наконец, социальная готовность, т.е. адекватное поведение ребенка в коллективе и потребность в общении. В общем и целом, ребенку, для того чтобы учиться в школе, достаточно тех знаний, которые он получает в детском саду и от родителей. Это и основы счета, и знание букв, и способность логически мыслить. Но будущий дошкольник должен также уметь ориентироваться в поступающей к нему информации, а не просто заучивать ее.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе

Помимо определенного багажа знаний, достаточно широкого кругозора, у ребенка должна быть хорошо развита речь, мышление и память. То есть в 6-7 лет ребенку должны быть хорошо известны название города, в котором он живет, фамилия, имена и отчества родителей, адрес, номер домашнего телефона. Ребенок должен разбираться в днях недели, месяцах и знать их названия, различать растения и животных.

Обязательным критерием интеллектуальной готовности ребенка к школе является любознательность, восприимчивость и интерес ко всему новому. Новые впечатления очень важны для ребенка. Когда 5-6-летний малыш играет, рассматривает букашек, ходит по лужам или сочиняет какие-то истории, т.е., по мнению некоторых родителей, проводит время без пользы, на самом деле в эти моменты в его сознании происходит очень серьезная работа.

Например, во время качания на качелях ребенок тренирует вестибулярный аппарат. Катание с горки дает возможность ребенку почувствовать свое тело, преодолеть страх. А во время коллективных игр происходит не только общение со сверстниками, но и наблюдение за их поведением. Все эти занятия являются тем строительным материалом, который нужен ребенку для успешного развития.

Одним из основных аспектов развития детей является также уровень развития мелкой моторики, поскольку он непосредственно связан с развитием мышления и речью. Ребенок с развитой мелкой моторикой, как правило, легко рассуждает логически, у него хорошо развито внимание. Замечу, что развивать мелкую моторику детям необходимо с самого раннего возраста.
Делать это можно во время игр, таких, например, как «Сорока-ворона», или занятий типа лепки, собирания паззлов, мозаики и т.д.

Сейчас, к сожалению, прослеживается тенденция к перекосу в интеллектуальном развитии детей, когда ребенок, занимаясь во всевозможных развивающих кружках, учится запоминать достаточно большие объемы текста и при этом не умеет завязать шнурки или застегнуть пуговицы на одежде. Между тем, данные навьжи будут необходимы ребенку, когда он придет в школу.
Нужно знать, что долгие, однообразные занятия быстро утомляют ребенка, провоцируют рассеянность и тормозят развитие мышления. Заставляя ребенка подолгу заниматься, родители отнимают у него то время дошкольничества, когда он должен активно познавать мир, учиться существовать в нем, более осознанно воспринимать все то, что его окружает. Именно поэтому не следует подавлять любознательность ребенка, его интерес к чему бы то ни было. В этом состоит залог гармоничного развития.

Не стоит преувеличивать значение развивающих игр. Они, безусловно, нужны, но в той же мере необходимы и сюжетно-ролевые игры, особенно если ребенок не ходит в детский сад и мало общается. Родители могут помочь ребенку: подключиться к игре, подбросить новые сюжетные ходы, а затем дать возможность ребенку самому что-то придумать.
Детям, которые много играют, особенно в ролевые игры, когда они сами придумывают сюжеты игр, как правило, легче дается учеба в школе.

Если ребенок не хочет учиться читать, родители могут облечь обучение в игровую форму. Мальчикам, например, можно предложить поиграть в СТО, при этом написать на карточках вывески с названиями дорог, марок машин и т.п. Для девочек будет интересна игра в школу. С ребенком, который любит лепить, можно вместе слепить буквы из пластилина. При этом родителям не обязательно заставлять ребенка специально для этого играть.
Действуйте ненавязчиво, например, начните сами лепить что-нибудь. Будьте уверены, ребенок сам подойдет и втянется в игру.

Уделяйте для непосредственного общения с ребенком хотя бы полчаса — час в день. Читайте, играйте, гуляйте, просто разговаривайте — лишь бы ваше внимание в это время без раздельно принадлежало ребенку.
Совместные прогулки и игры можно использовать как возможность для проработки логических связей в виде обсуждения каких-либо планов (что сделать сначала — почитать или погулять; куда пойти после игры и т.д.) и договоренностей. Возможно, ребенок поначалу будет нарушать договоренности, но к этому следует отнестись с терпением.

Во время прогулок или походов в гости полезно как можно больше разговаривать с ребенком, обсуждать разные темы, интересоваться его мнением.
Сейчас во многих семьях принято водить детей в развлекательные центры, где им предлагаются всевозможные аттракционы. Однако развлечения в таких объемах лишь перевозбуждают нервную систему ребенка, его внимание рассредоточивается, к тому же внимание мамы и папы не сравнится ни с чем.

Как подготовить ребенка к школе психологически

Основная задача родителей на данном этапе — сформировать у ребенка желание учиться. Важно позаботиться о положительном восприятии того, что связано со школой. Не стоит озвучивать собственный негативный опыт или свои страхи. Также заранее не нужно настраивать ребенка на то, что в школе ему будет тяжело, если он не будет хорошо учиться или не будет слушаться. Запугивание лишь способствует формированию негативного отношения к школе, дополнительному нервному напряжению, зажатости, неуверенности в себе. Ребенку нужна положительная установка на отношение к учебе, будущим одноклассникам и учителям.

Не следует делать и такие установки, при которых от ребенка изначально ждут высоких результатов. Например, что он будет великим ученым, потому что ему хорошо дается математика. Ребенок в этом случае может испытывать психологический дискомфорт, обусловленный страхом не смочь соответствовать ожиданиям родителей. Не нужно также пытаться реализовать свою несбывшуюся мечту в жизни ребенка, мотивируя тем, что вам лучше знать, что ему нужно.

Как правило, учеба в школе не связана с дальнейшей успешностью в жизни. Однако некоторые родители в погоне за хорошим образованием для своего ребенка записывают его в кружки, секции, водят к репетиторам, иногда просто не оставляя времени для занятий, что называется, по душе. В условиях все возрастающих требований ребенок фактически ни на минуту не может расслабиться. В результате у него пропадает мотивация к учебе, он устает и демонстрирует отказ от школы. Если раньше данное явление наблюдалось в основном в старших классах, то сегодня все чаще ходить в школу отказываются первоклассники.

Полезным будет обсудить с ребенком, как вести себя в различных ситуациях, с которыми он может столкнуться в школе. Например, если он не успел что-то списать с доски, можно позвать учительницу; если что-то не понял, можно поднять руку и спросить. Такое проговаривание ситуаций очень важно, поскольку, очевидные для взрослого, ребенка они могут поставить в тупик, заставить растеряться.

Важно, чтобы к школе были готовы и папа, и мама. Постарайтесь постепенно отпустить ребенка от себя. Он растет, и со временем ему нужно будет предоставлять больше свободы. Поощряйте его самостоятельность. Для этого, например, можно оставить ребенка одного сначала на час, затем на более длительное время, и не звонить ему каждые 5 минут. Если вы будете уверены, что у ребенка все получится, этот настрой передастся и ему. Действуя таким образом, вы сможете выразить свое доверие не только на словах, но и на деле.

Уважайте мнение ребенка. Уступая в мелочах (например, если он не хочет идти с вами в магазин, не настаивайте на обратном), вы не только покажете, что уважаете его интересы, главное, это позволит вам избежать его протеста, когда дело коснется серьезного вопроса, и потребуется его послушание.

Старайтесь, чтобы ребенок обсуждал с вами все, что его волнует. Для этого чаще интересуйтесь не только учебой, но и его знакомыми, событиями, произошедшими за день в школе и т.д.
1 сентября сходите вместе в парк (кино, в гости), чтобы этот день запомнился ребенку и вам ощущением счастья и радостным настроением.