Сколько денег давать ребенку


Давать или не давать ребенку деньги? Сколько денег давать ребенку? Когда начинать давать? Как объяснить, что у родителей не всегда есть деньги на развлечения, или что нельзя купить все желаемое? С этими вопросами рано или поздно сталкиваются все родители.

Отлично, если природное чутье позволяет легко ответить на них и решить проблемы отношений «дети-деньги» без потери нервов, а также доверия и взаимопонимания между взрослыми и маленькими членами семьи. Но большинство из нас не сразу находят свой путь в этом сложном деле — выстраивание системы взаимоотношений с детьми в денежных вопросах.

Крайне важно понимать, что деньги не могут и не должны заменять ребенку внимание и любовь родителей. Слишком часто в последнее время работающие, занятые донельзя родители делают деньги мерилом своей любви к детям, подменяя общение с ребенком, внимание к нему и его интересам, проблемам и делам возможностью купить новую игрушку, компьютерную игру и т.д. Это, конечно же, крайний случай, но даже самые лучшие родители иногда прибегают к такому нехитрому способу, совершенно не задумываясь о том, что формируют у ребенка ложное представление о финансовых возможностях семьи, о деньгах вообще.

И может случиться ситуация, когда вы столкнетесь с непониманием и ярко выраженным недовольством своего чада, вызванным вашим отказом купить очередную понравившуюся вещь. И тогда уже будет поздно пускаться в объяснения по поводу финансов семьи или необходимости купить что-то более важное. Формировать отношение к деньгам надо начинать в 3-4 года, когда ребенок начинает интересоваться яркими звонкими монетками. Постройте вместе с ребенком башню из монет и попутно объясняйте доходчивым языком, какое место занимают эти монетки в нашей жизни. Следующим этапом освоения денег будут игры в магазин, рисование денег (автор имеет в виду не подделывание денежных знаков, а условное их изображение: вырезание прямоугольников разного размера и цвета, раскрашивание их и нанесение значений корявым почерком).

Через эти занятия дети постигают социальную функцию денег: обмен их на вещи — товары, а также учатся считать, планировать и соотносить свои возможности с желаниями.
Иногда родители считают, что игрушечные деньги могут создать у детей иллюзию легкости их получения. Но это не так, потому что в ролевых, а в более позднем возрасте в настольных играх ребенок легко проследит закономерности: была одна сумма или одно количество монет/купюр, купил что-то — осталось меньше или вовсе не осталось.

В возрасте 7-8 лет ребенка уже можно привлекать к участию в обсуждении семейного бюджета, планировании трат семьи.
Ребенок уже способен понять, сколько денег родители получают и на что тратят. Кроме того, такое участие в семейных делах дает малышу уверенность в себе, потому что к нему относятся доверительно, как к взрослому.
Это не означает, что его предложения по покупке железной дороги, самолета, парочки лошадей и собственного острова будут тут же приняты, но это даст родителям возможность реально оценить умение ребенка считать и планировать. А ребенку даст возможность высказать свои пожелания, не боясь мгновенного отказа.

Важным элементом системы отношений «дети-деньги» являются карманные деньги ребенка.
В каком возрасте начинать их давать? — это самый задаваемый вопрос о карманных деньгах. Никто не даст вам, дорогие родители, однозначного ответа на него.

Важным критерием определения момента, когда нужно начинать давать деньги, является потребность ребенка. Кому-то уже в 5 лет необходима небольшая сумма в кармане, которую можно потратить, гуляя, на мороженое, шоколад или жевательную резинку. А кому-то деньги понадобятся только в школе. Ориентируйтесь на своего ребенка и начинайте давать тогда, когда он сам об этом заговорит.

Второй важный вопрос: сколько давать? Размер карманных денег зависит от возможностей родителей, от цен, например, в школьном буфете и ближайшем ко двору магазине. Некоторые родители включают в карманные деньги так называемые «сбережения» ребенка, т. е. то, что ребенок не будет тратить, а будет копить или откладывать на что-то.

Такой вариант возможен, но только в случае, если ваш ребенок уже знает, что такое планирование, и умеет обуздывать свои сиюминутные желания. Кстати, об удовлетворении желаний детей: если ваш малыш не умеет отказываться от мелких неожиданно возникающих желаний и тратит все получаемые от вас деньги, не ругайте его, не пугайте тем, что перестанете давать средства. Это недейственные методы. Правильнее всего установить четкий график выдачи денег, обсудив его с ребенком, и оговорить условия выдачи, четко объяснив, что тратить деньги ребенок имеет полное право по своему усмотрению, это его деньги, но следующую сумму он получит только в определенный день и в определенном размере. И здесь самое главное, уважаемые родители, не отступать от своего решения, т.е. не давать больше, чем оговорено, и не давать несвоевременно.

Еще хотелось бы сказать о плате за учебу и домашнюю работу. Верну вас в начало статьи: помните наш основной принцип?
Деньги не имеют отношения к воспитанию, что бы мы ни желали воспитать в своем ребенке. И снова, опираясь на свой опыт и слова умнейшего педагога, с уверенностью скажу: за учебу платить нельзя. Нельзя ни при каких обстоятельствах! Платой за хорошую учебы является оценка, ваша похвала и гордость, а результатом учебы являются знания.

Очень трудно объяснить этот постулат семилетнему непоседе, поэтому очень-очень многие родители идут по пути денежного поощрения, но это тупиковый путь. Рано или поздно ваш малыш вообще откажется делать что-либо без должной оплаты, ценность самих знаний нивелируется до нуля. Скажите, а вы готовы платить своему чаду-студенту?
Запросы которого, несомненно, намного больше, чем запросы первоклашки. И что еще важнее: куда пойдет ваш студент после учебы, если целью его пребывания в вузе были только ваши деньги, а никак не знания, умения, навыки? Я нарисовала несколько утрированную картину, но только несколько. Подумайте, готовы ли вы оплачивать увеличивающиеся потребности растущего ребенка в обмен на учебу и домашнюю помощь. Если нет, то лучше и не начинайте.

Никто не мешает вам поощрить ребенка за хорошую учебу по итогам четверти или года, но это должно быть именно отложенным поощрением за достигнутые успехи, а не вашей кармой.
Так же должно обстоять дело и с оплатой домашних обязанностей: не надо платить за уборку комнаты, собственных игрушек ребенка или его вещей, за мытье своей тарелки или поход в магазин. Это его обязанности, а не работа, которая требует оплати.

Но если вы попросили ребенка сделать что-то, что не входит в круг его повседневных обязанностей (например, постричь кусты или вскопать несколько грядок на даче), то предложить ему разумную оплату вполне можно.
И сразу оговорить, что оплачиваться будет только качественно и в полном объеме выполненная работа.

Следующим важным элементом рассматриваемой нами системы отношений являются сбережения ребенка. Для чего они ребенку, если одевают, кормят и покупают большинство интересующих его вещей родители? Например, для покупки небольших подарков родителям, бабушкам-дедушкам к Новому году или к дням рождения. Откладывание денег необходимо поощрять: для начала добавьте недостающие суммы на подарки, похвалите за то, что ребенок смог отложить (пусть и мало), помогите выбрать дары, но не настаивайте на каких-то конкретных вещах — это ведь деньги ребенка и он волен выбрать то, что считает нужным.

Большинство детей испытывают огромные радость и удовлетворение от того, что они самостоятельно выбрали и купили что-то своим близким, а также видя, что их подаркам рады. Благодаря этим положительным эмоциям в следующий раз малыш приложит больше усилий для откладывания и сбережения денег.

Напоследок мне бы хотелось дать еще один совет: не делайте деньги большей ценностью, чем они есть, никогда не ругайте ребенка за потерю денег больше, чем за потерю любой другой вещи. Вложите в ребенка мысль, что деньги — это отражение нелегкого труда родителей. И не забывайте, что обучение – это продолжающийся процесс: не пускайте все на самотек, объяснив лишь однажды ребенку, что к чему. Вы же хотите, чтобы ваш малыш вырос грамотным инвестором, умеющим принимать правильные решения? Тогда начинайте работать вместе с ребенком над этим с раннего детства, не бойтесь ошибаться в поисках своих собственных методов обучения ребенка правильному отношению к деньгам, не бойтесь повторяться и будьте терпеливы.