Маленького ребенка окружает много опасностей даже в самом надежном месте — в собственном доме.
Более беспокойных людей, чем любящие молодые мамы, наверное, нет.

Мир, окружающий кроху, представляется нам населенным опасностями и врагами. С первыми проявлениями детской самостоятельности ситуация становится особенно напряженной и безопасность детей дома становится главной головной болью для родителей.

Походка у малыша еще нетвердая, движения размашистые, знания о мире туманны. Зато с любознательностью все в порядке. Вон коробочка на диване лежит с иголками, вон чайник кипит, ножик опять же… Много в квартире всего интересного! Мама в ужасе.

И правильно — далеко не все несчастья можно предусмотреть. Пока карапуз еще мал и не способен ни понять, ни запомнить наших просьб и запретов, стоит исключить саму возможность возникновения опасной ситуации.

Что может стать источником беды? Во-первых, все горячее, особенно емкости с кипятком. Оставлять малыша наедине с ними даже на полминуты очень рискованно. То же касается утюга, причем не только горячего, но и холодного (холодным утюгом, да по голове или по ноге — не самые приятные ощущения. А стащить его за болтающийся провод ничего не стоит).
Чтобы ваш ребенок не смог стянуть на себя сверху что-нибудь горячее или тяжелое, стоит перестраховаться и ввести временные правила:
• избавиться от клеенок и скатертей, готовить в основном на тех конфорках, что ближе к стене;
• сковородки поворачивать ручками к дальним конфоркам плиты;
• к приборам с висящими проводами относиться с особым вниманием; закончив работу, сразу убирайте их.


— AD —

Кремы и порошки— это не игрушки!

На кухонные шкафчики и ящички поставьте замки. Это касается аптечки, ящика с чистящими и моющими средствами (их тоже лучше убрать от греха подальше), ящика с полиэтиленовыми пакетами и места под мойкой, где стоит мусорное ведро.
Если в последнем случае замок или шпингалет действительно стоит поставить, то лекарства (не забудьте о градуснике!) и бытовую химию лучше всего убрать куда-нибудь повыше. Не оставляйте также в пределах досягаемости вашего несмышленыша губки для мытья посуды, пропитавшиеся моющими средствами (кто знает, а вдруг они покажутся крохе аппетитными?)

Что касается кладовок и шкафов с посудой, то в них не должно быть завалов (потянешь за торчащую ручку — свалится целая груда чего-нибудь). Тяжелые чугунные сковородки лучше поставить пониже, там же можно разместить металлическую посуду, с которой маленький исследователь поиграет, если захочет. Фарфор и стекло уберем повыше. На верхние полки кухонных и обычных шкафов переместим коробочки со швейными принадлежностями, ножницы, а также кое-что из косметики и парфюмерии: ведь помада, хоть и пахнет вкусно, но при этом совершенно несъедобна, а нечаянно прыснуть из дезодоранта себе в нос неприятно и опасно (ведь при этом могут пострадать глазки). Осмотрите привычные и безобидные на первый взгляд предметы, оставшиеся внизу: нет ли острых и отделяющихся мелких деталей (последние, кстати, есть в наручных часах и в изобилии присутствуют в коробочках с украшениями).

В итоге, если передвинуть часть предметов на верхние „этажи» квартиры (иногда для этого приходится навесить новые полки), полдела будет уже сделано.

Пол и окно: типичные зоны риска

Следующие зоны риска — это пол (он всегда должен быть нескользким и сухим) и окно.
К сожалению, даже вполне разумные и взрослые детишки порой подвергаются опасности выпасть из окна. Чтобы не соблазнять ребенка интересной жизнью внизу, лучше реже открывать окна и пользоваться форточками.

Если же форточки нет, обязательно затяните окно противомоскитной сеткой. И смиритесь с тем, что такой порядок вам придется соблюдать, имея дело не только с совсем маленьким карапузом. Ведь играющие внизу приятели, едущие машинки и прочие любопытные вещи привлекают ребенка еще больше, чем соблазн поиграть с утюгом или кофемолкой.
И еще одно: уж коли вы запрещаете малышу самому залезать на подоконник, не надо ставить его туда, чтобы он помахал рукой папе.

Взрослеем и становимся умнее

Однако со временем обычай прятать от малыша опасные вещи, запирать всевозможные ящички и загораживать подоконник начинает унижать ребенка и даже тормозит его развитие. И в общем, ребенок вполне заслуживает того, чтобы вы ему доверяли.

Уже с двух лет детишки бывают достаточно разумны, чтобы не есть, к примеру, стиральный порошок или не тыкать себя в живот ножницами. Большинству малышей, скорее всего, это вообще не придет в голову (хотя считается, что в вопросах безопасности лучше перестараться).
Исключением являются ситуации, когда ребенок играет с другими детьми и в запальчивости или по неосторожности может поранить друга, например, теми же ножницами.

Такие случаи необходимо предусмотреть и исключить.
Итак, малыш становится взрослее. Это значит, что пора объяснить ему некоторые вещи, выстроить четкую систему запретов и никогда (это очень важно!) не отступать от нее. Запретов должно быть достаточно мало, чтобы малыш мог их запомнить. Среди правил, которые нужно усвоить в первую очередь, должны быть, например, такие: не засовывать предметы себе в нос, аккуратно обращаться с градусником, не тыкать предметами в глаза (себе и другим), не трогать такие веши, как мясорубка, швейная машинка и т. д., можно только смотреть. Иногда не нужно бояться некоторой доли личного опыта. Что толку кричать, чтобы малыш не прикасался к горячей кастрюле, пусть потрогает, отдернет пальчик и навсегда усвоит, что касаться ее и в самом деле незачем.

Впрочем, какими бы жесткими ни были запреты, ваш малыш вряд ли будет страдать из-за них, если ему есть чем заняться. Замена опасных предметов безобидными, но не менее любопытными способна примирить со всевозможными „нельзя».
Ведь того, что можно, все равно значительно больше! Однажды осмотрев под маминым контролем фыркающий чайник, малыш быстро забудет о нем, увлекшись игрой или новой книжкой. Мамина стирка не будет так привлекательна, если ребенок сможет организовать свою в игрушечном тазике, воспользовавшись мылом.
А спички, оказывается, не более интересны, чем фонарик.
В общем, у тех, кто занят делом, на глупости времени совсем не остается.

А где еще могут скрываться опасности?

• Дверные щели (помогут шпингалеты и фиксирующие цепочки).
• Спиртные напитки, разлитые по бокалам и оставленные без присмотра.
• Стержни шариковых ручек (если их грызть, в рот польется паста).
• Предметы, которые безопасны в одном состоянии и опасны в другом (если нельзя трогать горячие щипцы для завивки, то запретите щелкать и холодными).
• Цветы на подоконниках (потрогав землю, малыш может потянуть руки в рот. а вы об этом и не узнаете — он же не в песочнице, а дома).
• Скользкая ванна (постарайтесь, чтобы вылезающему из ванны самостоятельному купальщику обязательно было за что ухватиться). Маленькие дети, купаясь, могут захлебнуться водой — не оставляйте их одних.

Мамочки, спокойно!

Безопасность — хорошо, но спокойствие тоже важно. Если малыш растет среди постоянных запретов и маминых криков ужаса: „Отойди! Положи! Брось немедленно!», его психика может пострадать. Бедняге и самому начнет казаться, что в собственном доме его на каждом шагу подстерегают несчастья. Уж лучше ничего не трогать и тихо сидеть в углу, а то не ровен час…

Как же учить малыша разумной осторожности?

Прежде всего — спокойствие! Ведь ребенок должен не бояться, а по возможности разумно решать: пожалуй, не буду я этого делать, а то еще обожгусь и будет очень больно. То есть ужасное в сознании малыша должно подменяться неприятным. Ужасное пугает и сковывает самостоятельность, а неприятного просто хочется избежать. Видите разницу? Неприятным может быть и то, что мама огорчится, если малыш нарушит ее запрет.

Ну а если мама сама боится какой-то опасности настолько сильно, что просто не может скрыть свой нешуточный страх? Как не передать свою фобию ребенку?
Психолог Елена Волкова предлагает такой выход: попробуйте честно сказать своему малышу что-нибудь вроде: „Ты знаешь, я вообще-то очень боюсь высоты (собак, воды).
Но обычно люди этого так сильно не боятся. Они просто делают то-то и то-то (не встают на подоконник, не подходят к чужим собакам и т.д.)».
Это объясняет ситуацию и снимает напряженность.