Дети и деньги: правильное отношение к деньгам


Деньги играют весьма заметную роль в нашей жизни — к сожалению или к счастью. Поэтому вполне разумно для нас, родителей, задумываться о том, как выстроить отношения между деньгами и нашими детьми, при том что, положа руку на сердце, наши собственные отношения с этой непростой материей не всегда нас удовлетворяют. Но — как всегда бывает – воспитывая своих детей, мы, наконец- то, дорастаем до ответов на собственные вопросы.

Так что, с вопроса мы и начнем. И поставить его я предлагаю так: а что мы, собственно, хотим получить в результате? Как наши взрослые дети должны (согласно нашему единственно верному родительскому мнению) взаимодействовать с деньгами? «Денег у них должно быть много!». Наверное, ответ утопичный, а значит, чреватый разочарованиями. Денег должно быть… достаточно.

Но для того, чтобы это произошло, нужно заложить в ребенке правильное отношение к деньгам и обучить его навыкам обращения с ними. Попробуем представить, как это можно осуществить по мере взросления объекта нашего воспитания.
Ранний возраст. Для малыша данного периода деньги — это либо забавные кружочки, которые звенят, когда их кидаешь, либо непонятные бумажки, из-за которых мама так занятно нервничает, если видит их в маленьких ручках. А еще есть кошелек — домик для денег. Его мама часто держит в руках, но не дает мне, а значит – это что-то очень ценное, и им обязательно нужно завладеть, чтобы быть, как мама (а это же вообще самое главное в маленькой жизни). Какими знаниями о деньгах мы одариваем ребенка в это время? «Деньги грязные!» — громко вскрикиваем мы, когда малыш пробует их на зубок. И страшно расстраиваемся, когда он порвал такую красивую красную бумажку…

Но вот малыш подрос и научился меняться игрушками. А еще у него, наконец-то, вызрело знаменитое детское «Хочу!». Если раньше, пока он был более смирный, вы еще практиковали с ним совместные поездки по магазинам, то теперь разумнее появляться в этих страшно соблазнительных местах без него. Пока же можно на тему денег общаться дома. «Хочу машинку как у Васи!», — заявляет подросшая личность, вернувшись из садика. Наши действия? Нестись сломя в голову в магазин, дабы избежать истерики? Или попробовать другой вариант: «Когда мы заработаем на нее деньги — купим». Или даже так: «Давай посчитаем, сколько у тебя уже есть машинок. Я думаю, что на двадцать первую деньги тратить нецелесообразно». Сложное непонятное слово в конце ребенок выговорить не сможет, но ваша интонация будет внушать уважение. И мы постепенно будем приучать ребенка — и себя заодно — к тому, что перед моментом траты должна быть пауза — на обдумывание.

Но вот так сложилось, что вы попадаете с ним в магазин. Постарайтесь все-таки успеть выделить время на паузу — и договориться, что именно вы будете покупать. И попросить ребенка проследить, чтобы случайно чего не забыли. И если в магазине все-таки возникнет это восхитительное детское «ну купи-и-и-и!» (а наши магазины все специально делают для того, чтобы оно возникло), срочно вспоминайте оговоренный список. Ребенок уже забыл свою роль взрослого контролера?

Тогда берите власть в свои руки и спокойно объясняйте: мы это покупать не собирались, на это у нас денег сейчас нет. И, несмотря на слезы протеста, у ребенка все-таки отложится урок: деньги надо распределять грамотно, и нужна сила воли, чтобы следовать своему изначальному финансовому решению.
Если же он удержался — пусть он в качестве награды поменяет у тети бумажки на продукты.

Но вот ваш малыш — уже совсем не малыш, потому что переступил школьный порог, за которым его ждут не только знания, но и школьный буфет, и ларек канцтоваров. А еще одноклассники, у которых есть карманные деньги. И старшеклассники, которым тоже деньги нужны… В общем, взрослая жизнь начинается. Что делать? Готовиться к тому, что рано или поздно вопрос о карманных деньгах все равно придется решать.

Рано или поздно? Лучше всего — во- время. А как понять, когда наступило это время? Когда ребенок сам об этом спросит. До этого времени лучше самостоятельно этот вопрос не поднимать и ограничиваться мелкими поручениями: отнести в школу деньги за питание, полтинник на концерт, принести сдачу из магазина. Как ребенка можно посылать в магазин?! Ну, если вы считаете, что деньги — это как граната, которая обязательно притянет к ребенку опасности, то… возможно, с этой установкой он и будет потом жить. А если вы хотите увидеть глаза, полные гордости, когда он сам принес из магазина батон… Впрочем, это немного другая тема.

Итак, первый вопрос о карманных деньгах вовсе не означает, что нужно тут же их выдавать. Можно сначала поинтересоваться, на что он собирается их тратить. И потом решить, насколько это необходимо. Причем решать должны вы, но с учетом реальных потребностей ребенка. Если решение положительное, осталось определиться с суммой. Отметим лишь одно: будет много денег – есть опасность, что ребенок будет завоевывать дешевую популярность у одноклассников, покупая им жвачки и чупа-чупсы (или чего-нибудь подороже и поопаснее).

А напоследок еще несколько мыслей. Ни в коем случае не платите ребенку за домашние дела — у каждого члена семьи должны быть обязанности. Лучше просто раз в месяц выдавать одну и ту же сумму. А заодно — приучить записывать свои расходы. И еще неплохо намекнуть, что деньги можно копить (копилку для монет можно завести еще в дошкольном возрасте – это прекрасный тренажер для силы воли и наш ответ кредитно-кабальной системе).

Ну и по мере дальнейшего взросления можно внедрить в голову подростка полезные установки (лучше всего здесь действует личный пример родителей).
Например, что деньги — это средство, и они обязательно находятся, если есть достойная цель. Или что деньги легко приходят, когда занимаешься любимой работой, то есть выполняешь свое предназначение в жизни, а не просто «пашешь за бабки». И еще, что главное богатство — оно внутри, а человеку с богатым духовным миром мир материальный подчиняется с легкостью.