Итак, дети-шопоголики: откуда они берутся, кто их такими делает и может ли кто-нибудь им помочь? Давайте попробуем проследить, как формируется эта зависимость.

Как все начинается
Ваш малыш уже вполне соглашается сидеть в тележке, и вы, окрыленные новыми возможностями, гордо шествуете между рядами с товарами. Потом задерживаетесь у чего-то очень нужного и — когда он успел? В его ручке ну совершенно вам ненужная вещица. Ваша реакция?

- Немедленно положи на место, это нельзя брать, мы это не можем купить, у нас на это нет денег!!!
И все это очень эмоционально, да еще с оглядкой на окружающих. Реакция малыша на вашу реакцию? Почему нельзя брать — мама же берет? Не можем купить — купить, купить (вот оно, прозвучало волшебное слово). Нет денег — здравствуй, первый кирпичик мировоззрения нищего. А в целом: «Ой, как громко мама кричит, это интересно! И самое главное — наконец она отвлеклась от своих полок и обратила на меня внимание! Ой, а если поорать, то все на меня внимание обратят! Гм, все-таки эту штуку отняли. Но надо будет еще попробовать — больно уж забавно».

Давайте попробуем удержать эти слова, готовые сорваться с языка.
Глубокий вдох — выдох. Да, нам действительно сейчас немного страшно: начинается настоящая родительская работа, которую никто, кроме вас, не может сделать.

- Какую интересную вещицу ты нашел. Она тебе понравилась? А почему понравилась?.. А ты знаешь, для чего она? Для того, чтобы… У нас дома есть такая, но немного другая, я тебе покажу, когда мы вернемся. А эту надо поставить на место, попрощаться, помахать ручкой, мы к ней еще придем…

Дальше свобода родительского творчества, главная цель которого — отвлечь и переключить. И в результате запоминаем главное: младший дошкольник чаще всего не хочет еще ничего купить — он просто интересуется вещью, так же как незнакомой игрушкой на детской площадке. Взять вещь — это естественная потребность к изучению мира, и эту потребность надо удовлетворить. Поэтому разумно потратить несколько минут, чтобы поговорить с ребенком о том, что его заинтересовало, разделить его чувства.

А вот подсказывать, что с этой вещью делать нельзя (покупать), — не надо! Тогда она сразу переходит в разряд «запретных плодов», а вы сами знаете, как на нас эти плоды влияют.

Есть, конечно, более простой способ: по возможности реже ходить с малышами в магазин. Безумное количество вещей с яркими агрессивными этикетками — это слишком сильное испытание для детской психики. Если очень хочется — возьмите его в небольшой магазинчик советского «прилавочного» типа рядом с домом. Пусть пообщается с тетей-продавщицей, отдаст ей деньги, получит хлебушек взамен.

Это ляжет в основу вашей игры в магазин, в которой вы сможете заложить тот сюжет, который вам нужен. Например, пусть продавец «соблазняет» купить вас «еще и это», а вы будете твердо отвечать: «Нет, это нам не нужно, мы эту покупку не планировали». Слово «планировать» звучит по-взрослому, непонятно, но рождает ощущение, что покупка — это не так просто, это не только очевидный обмен бумажек на вещи.

Если же вы с ребенком — единственный «добытчик» в семье, а муж на работе с утра до ночи, продумываем стратегию похода. Да, если вы хотите, чтобы все прошло гладко, нужно к этому серьезно готовиться. Максимально подключаем ребенка ко всему, что не связано с процессом собственно купли-продажи. Заглянем в холодильник. «Чего нам не хватает? Давай на листочке напишем (а еще лучше — нарисуем), чтобы чего-нибудь не забыть.

Будем играть в магазине в сыщиков — искать нужные продукты (сужаем зону внимания)». Нашли — радуемся! Кладем в корзинку. Перед кассой торжественно вручаем своему помощнику кошелек: будет «рассчитываться». Или помогать маме выкладывать товар на ленту. То есть заниматься взрослым делом! И все-таки лучше выбирать магазины, где родители с детьми-дошкольниками обслуживаются вне очереди (да здравствует победа!).

А еще полезно составить себе предварительно схему действий на случай, если истерика все-таки случится. Для прекращения истерики нужны два момента: отсутствие публичного внимания и предмета раздражения. И еще ваша воля и четкое понимание того, что в этом случае вам обязательно нужно настоять на своем. Обязательно — это залог того, что ваш ребенок не станет истериком. Поэтому вполне оправданно в этом случае бросать корзину с продуктами (психическое здоровье важнее!), хватать ребенка в охапку, прорываться через кассу и искать укромный уголок, где можно привести чадо в чувство. Для этого не нужно на него злиться: подобные истерики — прежде всего, результат наших непродуманных действий.

А шопинг — повторимся — очень тяжелое испытание для маленького человечка в возрасте «хочу все и немедленно». Не верите — спросите у мужа.