Если приходится брать ребенка на работу


Одна моя знакомая-психолог рассказывала об этом нервно вздрагивая. «Представляешь, — говорит, — пришла в гости к друзьям, у них ребенок — девочка лет пяти. Я зашла к ней в комнату, а она сидит, раскрыла пустую коробку из-под конфет, не двигается, смотрит на нее и молчит.
- Ты что делаешь? — спрашиваю.
- Работаю, — говорит.

И тут я понимаю, что эта коробка — ноутбук, как у мамы с папой. Ты понимаешь, какой ужас?».
Честно говоря, я сначала не поняла, что тут ужасного – ребенок играет в «компьютер», даже не в настоящий… Тогда мне знакомая стала объяснять. Оказывается, детям очень важно видеть, как работают их мамы и папы. Ребенок смотрит, понимает: я так еще не могу. Мне надо учиться, расти, становиться таким же ловким, умным, умелым… Весь ужас ситуации, в которую попали современные дети, заключается в том, что мама с папой работают как-то очень уж странно: уставившись в монитор, изредка нажимая на кнопочки. И дети понимают, что они и сейчас так могут. А значит — зачем расти и учиться?

- А меня друзья еще спросили, не стоит ли купить ребенку игрушечный ноутбук. Как могла отговорила: пусть хоть фантазия у девчонки развивается.


— AD —

Заглянуть в волшебную дверь

Современный мир четко поделен на две половины: взрослую и детскую. И детям часто невозможно заглянуть туда, куда уходят утром мама и папа. Там нет места детям. Не будем сейчас поминать те счастливые времена, когда работа родителей сосредотачивалась около дома: в хлеву, на огороде, на поле. Дети за всем могли наблюдать и участвовать в этом.
Да и каждому из нас, наверняка, случалось побывать на работе родителей благодаря карантину в садике или еще какому-нибудь из ряда вон выходящему событию. Я специально спрашивала своих знакомых о таких случаях. Не у всех воспоминания были окрашены однозначно положительно — но это обязательно были впечатления!

Незабываемые — та драгоценнейшая почва, на которой развивается душа ребенка.
В детстве, когда почему-либо не надо было идти в садик, меня на работу брала мама. Она работала врачом в городской поликлинике. Конечно, на приеме я не присутствовала, меня оставляли в регистратуре с огромными – до потолка — крутящимися барабанами, которые были уставлены медицинскими карточками. Две тети снисходительно разрешали мне их крутить. Какие чувства я при этом испытывала? Стеснительность и робость… и радость, когда я слышала, как в другом конце коридора начинали стучать мамины каблучки: я узнавала ее шаги по звуку. И что из этого? Что такого важного я получила? Ведь я даже не наблюдала «лечебный процесс», известный, впрочем, большинству детей. Думаю, самым важным для меня было то, что я слышала, как с мамой разговаривали другие тети в белых халатах: очень уважительно и послушно, когда она излагала какие-то просьбы. Вы не представляете, что чувствует ребенок, когда видит, что его родителя уважают сотрудники.

Решитесь на такой эксперимент — взять своего малыша на работу. Конечно, бывают профессии, где такое даже представить сложно. Но ведь можно об этом поговорить с руководителями, у которых тоже есть дети, устроить «детский день» или час, или полчаса… Полчаса — чтобы приоткрыть завесу, скрывающую от наших детей волшебный взрослый мир, в который каждое утро уходят от них папа с мамой. Что ребенок получит от этих недолгих минут? У вас в семье станет меньше скрытой информации — тех «слепых пятен», которые возникают, когда мы что-то не знаем друг о друге или плохо представляем. Чем больше таких пятен, тем сложнее общение, тем тяжелее общаться: пробелы ведут к непониманию.

Папа, оказывается, главный!

Может, из своего детства вы помните тоскливое ожидание родителя в каком-нибудь незнакомом кабинете с белым листочком и обгрызенным карандашом: рисуй, пока я не вернусь. Но даже эта тоска -она… целительна для ребенка: он, наконец, видит ситуацию, где папе или маме точно не до него, не он является главным, мир вертится не вокруг него. К сожалению, нынешний уклад наталкивает нас именно на детоцентрическую модель: «Все лучшее — детям». Но ребенок не должен быть главным! Это непосильный труд для него. Ведь быть главным — это, значит, нести ответственность за тех, кто находится рядом с тобой. За плохое настроение мамы и неуспехи папы.

После экскурсий «на папину работу» все встает на свои места. Если вы берете с собой более взрослое чадо, то у вас появится новая тема для общения, ребенок побольше узнает о вас — ведь детям важнее один раз увидеть, чем сто раз услышать ваши рассказы. Есть, правда, тут одна опасность: вас могут посетить мысли о том, чтобы сделать ребенка – ведь он так заинтересовался! — своим преемником. И даже уже картинка нарисуется: как вы передаете свой огромный опыт молодому начинающему специалисту — и он сразу становится успешным, на таких-то дрожжах! Но, пожалуйста, удержитесь от этих мечтаний. Слишком вокруг много врачей или юристов, не любящих свою профессию, спортсменов или программистов, которые втайне мечтали совсем о другом — но — «так родители сказали». Ребенок может стать вашим достойным преемником, только если это будет действительно его собственный выбор. Да и в этом случае он имеет полное право игнорировать ваш опыт и ваши советы и набивать собственные шишки.

Но это дело будущего. Пока же не стоит нервно реагировать на утренний звонок из садика: «А у нас сегодня отключили воду, мы не работаем!». Примите это как подарок судьбы, которая подарила вашему ребенку возможность побольше узнать о вас.