Как привить ребенку любовь к окружающей среде


Сегодня только ленивый не говорит об экологической ситуации и не сокрушается о том, что она, экология, становится все хуже день ото дня. Снова и снова раздаются призывы о том, что природу и окружающую среду нужно беречь, проводятся субботники по высадке деревьев, но почему-то наравне с подобными мероприятиями вырубаются другие представители флоры.
Ежегодно 5 июня во всем мире празднуется Всемирный день окружающей среды, призванный привлечь внимание общественности к проблемам экологии. В нашей стране в рамках празднования этого дня проводятся мероприятия просветительского характера, мероприятия по улучшению экологической обстановки в городах.


— AD —

На собственном примере

Однако наша задача — не только хранить окружающую среду самим, но и научить этому подрастающее поколение. В первую очередь на собственном примере, ведь от поведения взрослых зависит и отношение к природе малышей.
Подходящего возраста для приучения ребенка к любви и бережному отношению к окружающей среде нет. Малыша можно учить этому практически с самого рождения. С первых лет жизни ребенок тянется к живому, наблюдая, как мама поливает цветы, ухаживает за домашними животными. Ему хочется и самому погладить собаку или кошку, потрогать листики комнатных растений.

Важно научить ребенка правильному отношению к растениям и животным.
Например, нужно объяснить малышу, что нельзя срывать цветы без особой надобности, а лучше вовсе не срывать их, топтать траву, ломать ветки деревьев, особенно зимой. Нужно обращать внимание ребенка на то, как красиво выглядят деревья зимой, в снегу или в инее, осенью — в пожелтевших листьях, какой прекрасный вид имеют цветущие растения весной и летом, как набухают почки в начале весны, а затем распускаются листики. Рассмотрите вместе с малышом снежинку, упавший лист, цветочек.

Покажите ребенку лечебные травы и объясните, какую пользу они приносят людям.
Если ребенок требует сорвать цветочек — иногда приходится это делать, можно направить ситуацию в нужное русло: сорвать цветок и поставить его дома в воду, а когда он начнет увядать, обратить внимание ребенка на это и на то, что в цветнике растения продолжают цвести. Объясните крохе, что не всегда можно вмешиваться в жизнь природы, лучше вырастить цветы на клумбе и любоваться ими, не срывая их для того, чтобы поставить в вазу.

Собирая грибы, объясните ребенку, что грибы можно только срезать ножиком, а не срывать, чтобы грибница в следующем году дала новый урожай, а не была испорчена. Нужно срезать только те грибы, которые знаете и которые вам нужны. Мухомор, хоть он бесполезен и даже опасен для человека, является лекарством для многих видов диких животных. Поэтому не стоит его затаптывать, пинать или срывать только потому, что он не нужен человеку.

Созидать и защищать

Любовь к природе предполагает не только созерцание — не портить, не уничтожать, бережно относиться, но и созидание — выращивать, защищать, охранять.
Дети хорошо воспринимают то, к чему сами имеют непосредственное отношение. Если у вас есть дача, позвольте ребенку выполнять несложную посильную работу, разрешите ему посадить растение, кустик или деревце. Объясните, как правильно ухаживать за ним, поливать.

Наблюдая за ростом и развитием своего «подопечного», ребенок научится не только ценить природу, но и нести за нее ответственность.
Выделите ребенку грядку, где он сможет посадить морковку, горох, клубнику.
Кроха сможет наблюдать за тем, как появляются ростки, поспевают ягоды. Выдайте малышу небольшую лейку. А вот пропалывать грядки его заставлять не стоит. Вы ведь внушаете ребенку, что каждая травинка важна, она хочет жить, а вырвать ее — значит противоречить самому себе. Кроме того, ребенка интересуют другие травинки, он еще не способен отличить сорняк от нужного растения и может вырвать совсем другое.

На даче можно понаблюдать и за жизнью насекомых — муравьев, божьих коровок, бабочек, кузнечиков. Рассмотрите червяка, расскажите о его пользе. Объясните, как живет муравейник и почему не нужно трогать осинник. Если насекомое попало в беду, привлекайте малыша к его спасению — пусть поможет божьей коровке выбраться из лужи, убрать с дороги в траву жучка. Не забывайте и сами с удивлением реагировать на крошечных букашек. Таким образом вы научите ребенка состраданию, доброте, любви, умению ценить живое.

Посадить растение можно и в городе, для этого необязательно иметь дачный участок. Можно посадить цветок дома – в горшочке. Привлекайте ребенка к уходу за комнатными цветами, разрешайте ему поливать растения и рыхлить землю, убирать сухие листочки. Когда зацветет какое-нибудь растение, не забудьте вместе полюбоваться цветком.
Объясните малышу, что нельзя причинять животным и даже насекомым вред, что они чувствуют такую же боль, как и люди, и нуждаются в защите человека.

Сводите ребенка в зоопарк, чаще гуляйте с ним в парках и скверах, берите в недлительные походы и экскурсии, в горы.
Учите ребенка воспринимать звуки и запахи, слушайте, как поют птицы, квакают лягушки.
Обязательно убирайте за собой мусор.

Помните, что брошенная бумага будет разлагаться в течение двух лет, консервная банка — до 90 лет, полиэтиленовый пакет — до 200 лет, стекло — до 1000 лет!
А кострище не зарастает растениями несколько лет. Расскажите ребенку, что нельзя загрязнять водоемы.

С заботой о братьях меньших

Зимой накормите вместе птиц, повесьте кормушку за окном, на балконе, во дворе дома или в ближайшем парке. Позвольте ребенку самому положить туда корм и добавлять его каждый раз, следить за тем, чтобы кормушка не пустовала. Ребенку постарше можно подарить домашнего питомца. Это может быть щенок или котенок, попугайчик, хомячок (главное, чтобы у ребенка не было аллергии на шерсть или птичье перо).

Но только с условием, что он сам будет нести за него ответственность и ухаживать за ним: вовремя кормить, выгуливать, чистить клетку и т.д. Однако не превращайте заботу в трудовую повинность. Иначе вы можете вызвать у ребенка неприязнь к животному. Ребенок должен понять, что его любимец зависит от него, что малыш в ответе за четвероногого друга и должен к нему проявлять чувство любви и заботы.

Расскажите крохе, что животное не любит, когда его тискают, что ему хочется кушать и пить. Объясните малышу, что если вовремя не накормить питомца, он может заболеть. Однако не употребляйте слово «умереть» — чувства ответственности это ребенку не прибавит, но может его напугать. Объясните, что животное маленькое и хрупкое, поэтому с ним играть следует осторожно, чтобы не повредить, например, лапку, не причинить боль. Маленького ребенка лучше не оставлять наедине с животным – ребенок может нечаянно причинить вред питомцу, а животное, рассердившись, может поцарапать, укусить или просто напугать малыша.

Ребенок должен знать, что в заботе, любви и помощи нуждаются не только домашние любимцы. Любить и уважать нужно все живое: птицу, лягушку, насекомых, растения.
Часто ребенку хочется принести домой любое животное, которое он может встретить на улице или на выезде на природу. Необходимо объяснить малышу, что лесные зверушки и дикие животные, такие как степные черепахи, вольные птицы, суслики, ежики и прочие, не смогут жить в домашней обстановке, им нужна свобода природы. В то же время ребенок должен знать, что привыкшие к домашнему уюту животные не смогут выжить на улице, а значит, отправлять за дверь подросшего щенка или котенка нельзя. На собственном примере научите ребенка оказывать помощь животным на улице.

Дело не одного дня

Забота об окружающем мире заключается еще и в экономии того, что дает нам природа.
Научите ребенка расходовать воду экономно, не проливать ее зря и не забывать закрывать кран. Вода нужна людям, растениям и животным, поэтому относиться к ней тоже нужно бережно.

Будьте готовы ответить на любые вопросы малыша — например, почему у растений зеленые листья, почему собаки ходят на четырех ногах и т.д. Не отмахивайтесь от вопросов, которые могут показаться вам не заслуживающими внимания.
Не кричите на малыша «не рви», «не топчи», если он наступил на росток или сорвал посаженную вами рассаду или цветок в парке. Мягко объясните, почему этого делать не нужно и какие могут быть последствия от его поступка. Не ругайте ребенка, если он забыл полить цветы. Чувство ответственности прививается не за один день, малыш мог просто забыть про свои «обязанности».

Наряду с практической деятельностью нужно заниматься теоретической и творческой. Например, читать сказки о природе, о зверушках и растениях. Можно предложить ребенку сочинить самому историю или рассказ о жизни растения или животного. Заведите альбом для фотографий с красивыми пейзажами, предложите ребенку нарисовать понравившуюся ему картину природы или сделать аппликацию на эту тему.
Осенью можно собрать гербарий из опавших листьев, рассказав ребенку, какой листик какому дереву принадлежит. Соберите желуди, шишки, научите малыша делать поделки из природных материалов.

Наберитесь терпения. Забота и любовь к окружающему миру — важные чувства, которые рождаются не сиюминутно.
Для того чтобы научить ребенка беречь окружающую среду, потребуется время.
Главное — не забывайте, как велика роль семьи в этом важном деле.