Скажите, бывало у вас такое: возвращаетесь вы из отпуска, приходите на работу, а там… во-первых, за время вашего отсутствия там скопились Авгиевы конюшни дел, а во-вторых, всю эту работу как-то особенно не хочется делать. Вообще, сами по себе знаете, как сложно включиться в рабочий ритм после легкого и беззаботного времени.
А если вы выходите на работу осенью, то становится вообще тяжело: дни начинают ощутимо укорачиваться, погода — портиться. Никакого рабочего настроя. А теперь хорошенько подумайте: если вам, взрослым, так тяжело, то, как же себя чувствуют малыши? Что испытывают дети, которые осенью вновь отправляются в детский сад или в школу?
На самом деле, детям адаптироваться после летних каникул куда сложнее, чем взрослым. Во-первых, у младших школьников (у которых в июне не напридумывали никаких экзаменов и отработок) каникулы длятся не месяц (как отпуск у взрослых), а три — за это время так привыкаешь к вольной «дикой» жизни. И совсем не хочется не только учиться, а и вообще вести себя именно так, как надо, а не так, как захотелось.
Во-вторых, детсадовцы тяжело переносят осень, потому что чувствуют, как меняется жизненный ритм вокруг них: родители встают затемно и ведут его в садик, а на улице холодно, мокро и противно.
Мнение специалистов
На самом деле психологи выделяют не только период весенней усталости, но и осенней. Если первый продиктован рядом таких объективных причин, как отсутствие витаминов (к весне они попросту заканчиваются), нехватка свежего воздуха (зимой дети объективно меньше гуляют, чем летом), зимние простуды, то осенняя хандра обуславливается резкой сменой жизненного уклада.
Если летом вы могли позволить ребенку заиграться до полуночи, а днем до полудня поспать. Если у него не было условий для послеобеденного сна, например, потому что с семьей целый день провел на пляже (пусть и под навесом). Если он мог позволить себе круглосуточное ничегонеделание и гулять столько, сколько душе угодно, то с наступлением осени все резко меняется.
Во-первых, дни становятся короче, значит, гулять ребенок сможет меньше (не отпустите же вы его гулять где-то в темноте). Кроме того, всем живым существам осенью передается атмосфера увядания и засыпания: ребенок может чувствовать себя более сонливым, чем летом, но при этом пытаться делать все, что делал тогда и в том же объеме (например, долго гулять).
Во-вторых, дети начинают посещать детские сады и школы, что ведет за собой серьезные изменения режима дня: чтобы малыш себя нормально чувствовал на уроках, ему нужно спать не меньше 10 часов в сутки, то есть ложиться не позднее 10 часов вечера (и при этом хорошо было бы и днем поспать).
Режим дня
Разумным распорядком дня можно решить много проблем — ведь именно его нарушение произошло летом. Конечно, в идеале еще за месяц до школы нужно настраивать малыша «на рабочий лад», регулируя его режим дня. Однако если ничего не получилось, не печальтесь: сделайте так, чтобы выполнение режима дня для ребенка было в радость. Напишите ему на красивом плакате режим дня и повесьте в красивой рамочке.
Даже если ребенок ходит в детский сад, ему приятно будет с утра подойти и деловито свериться со своим личным графиком. Пусть пробуждение будет радостным: найдите минутку посидеть рядом с ребенком, пока его организм окончательно не проснется.
Конечно, не все дети будут с радостью выполнять режим: малыш может просто заиграться допоздна и не выполнить уроки, или отложить выполнение домашнего задания на неопределенный срок. В таком случае нужен будет постоянный, но не назойливый, родительский контроль: напоминайте малышу, что сейчас время ужина, а сейчас – уроков. Сейчас мы посидим с тобой, поговорим о чем захочешь или просто вместе поиграем, а потом будем готовиться ко сну.
Доброе слово
И все же, ключевым методом приведения малыша «в норму» является именно доброе, позитивное отношение родителей к ребенку. Поймите, что малыш не лентяйничает, что у него почти такая же осенняя хандра, как и у вас. Общайтесь с ним больше, слушайте, на что он жалуется. Попытайтесь неназойливо выяснить, в чем причина его плохого настроения.
Нередко дети очень тяжело переживают, что осенью в школе или в детском саду у них ну ничего не получается. Конечно, воспитатели и учителя будут недовольны, но только опытные педагоги не будут ставить тут же двоек и ругаться: они же знают, что просто осень, что дети еще не адаптировались после отдыха.
Но если учитель все же поставит нехорошую оценку, пожалуйста, не ругайтесь и не кричите на ребенка. Постарайтесь спокойно и доброжелательно разобраться вместе с ним, почему он получил плохую оценку. Предложите свою искреннюю помощь в освоении непонятого материала.
Самое главное в этот период в общении с ребенком — преодолеть собственного осеннего «ленивчика» и научить ребенка делать то же самое. Делайте вместе утреннюю зарядку, вместе ужинайте, помогайте делать уроки. И общайтесь: много и обо всем.
Спрашивайте, какие у него успехи в школе и садике, чему он научился. А если у ребенка какие-то неудачи — в учебном плане или в общении со сверстниками, не сердитесь на него, а помогите, выслушайте и просто дайте понять ему, что вы его любите.