Приход приёмного ребёнка в семью — долгожданное событие. Сколько разных — радостных и тревожных, волнительных переживаний с ним связано. Сегодня мы поговорим о том, как сделать комфортным и эффективным пребывание ребёнка в приёмной семье.
Вот уже позади этап подготовки и прохождения Школы приёмных родителей, трудоёмкий этап сбора документов. Позади такие насыщенные и противоречивые этапы поисков и знакомства с ребёнком. Наступает сложный момент для семьи — семья готова принять ребёнка. Как он будет проходить, зависит от многих факторов. Это и качество подготовки семьи, жизненный этап развития семьи и её мотивация приёмного родительства, гибкость или ригидность семьи в адаптации к новым обстоятельствам, ресурсность семьи и её окружения.
Семья — живой организм, и всё, что происходит с каждым её членом, а также изменяющиеся внешние обстоятельства, безусловно, сказывается на её состоянии. Как бы качественно ни была проведена подготовка семьи специалистами, это не будет гарантией того, что ребёнок с первого дня займёт своё место в семье.
Размещение приёмного ребёнка — стрессовая ситуация как для ребёнка, так и для всех членов семьи. Это период острого чередования различных эмоций — от эйфории до ужаса и растерянности в короткий период.
Именно потому, что этот период так насыщен эмоциями, он труден для осознания, принятия решения и выбора действий. Хорошо, если в этот непростой для семьи период рядом будут специалисты, которые помогут конкретными рекомендациями, окажут психологическую поддержку семье, скорректируют начало адаптационного периода приёмного ребёнка.
Появление ребёнка в семье станет запускающим моментом для развития семейного кризиса. Не стоит пугаться слова «кризис», ведь в переводе с греческого это означает «поворот, изменения, переломный момент».
То есть когда привычные, наработанные правила или модели перестают работать и нужно формировать новые. Кризис, возникающий при изменяющихся внешних условиях — при размещении ребенка, — ненормативный, то есть не ожидаемый организмом человека.
Кризис не продолжается длительное время, он является запускающим моментом для выработки у личности и семьи новых форм коммуникаций, новых правил, стратегий.
Личность начинает реконструировать уже имеющиеся механизмы защит и формировать новые. Проживание кризиса — непростое время для семьи и каждого её члена, так как начинают заново формироваться семейные роли, новые обязанности, и ожидания могут не оправдываться, что будет являться зоной конфликта. Заново выстраивается семейная иерархия, пересматриваются границы каждого члена семьи. Начинается этап адаптации, который имеет свои стадии и критерии благоприятного прохождения.
К моменту, когда личность и семья в целом выработает новые механизмы, пройдёт достаточное количество времени, то есть процесс адаптации не может быть краткосрочным. Норма прохождения адаптационного периода, если все стадии проходят без осложнений и «застреваний», длится от 3 до 5 лет. Хотелось бы сразу оговориться: это правило распространяется и на младенцев тоже.
Не следует забывать о наличии нормативных возрастных кризисов, которые тоже могут влиять на характер и продолжительность адаптационного периода.
Итак, размещение приёмного ребёнка в семью — это кризис. Не нужно его бояться, нужно быть готовым к тому, что в семье начнут происходить события, к которым семья может не быть готовой. Важно в этом процессе не замыкаться и не изолироваться от внешнего мира, а, наоборот, искать ресурсы и поддержку, обращаться за помощью к специалистам.
Приведу пример семейной ситуации при размещении ребёнка (все данные изменены).
К психологу обратилась женщина 42 лет. Из беседы: в неполную семью был размещен ребёнок в возрасте 2,6 г. Женщина обратилась через сутки после размещения с запросом на помощь в возврате ребёнка в сиротское учреждение по причине его психического расстройства. Эмоциональное состояние женщины было нестабильным (речь взволнованная, сквозь слезы, часто срывающаяся).
Так как ситуация кризисная, выезд специалиста-психолога по адресу был осуществлён в течение первых суток. Женщина продолжала настаивать на психическом нездоровье ребёнка, обвиняла специалистов опеки и детского дома, считала, что они использовали её, обманом дали психически нездорового ребёнка, так как «им нужно было от него избавиться». Проведя диагностическую работу, специалист выяснил, что те симптомы, которые опекун приняла за психическое расстройство ребёнка и на основании которых хотела вернуть его обратно в детский дом, оказались расстройством адаптации (для неподготовленного человека симптомы действительно были схожи с расстройством психики). Женщина настаивала на своём недоверии специалистам и том, что в любом случае не сможет принять и полюбить этого ребёнка.
За первую встречу была достигнута договорённость между психологом и клиентом о том, что опекун не настаивает на немедленном возвращении ребёнка в детский дом, а берёт недельную паузу для наблюдения за ребёнком. За эту неделю ребёнок проходит полное обследование у специалистов, в том числе и у психиатра. По результатам независимого обследования опекун принимает решение, может ли принять этого ребёнка в семью. Были оговорены все детали: кто и какие действия производит, опекун знала, что должна сделать за эту неделю, и приняла условия.
Обязательным условием женщины был ежедневный контакт с психологом. Психолог привлёк к сотрудничеству специалистов по опеке районного муниципального образования, психотерапевта, поддерживал семью на протяжении недели ежедневно. Получив результаты обследования и установив, что ребёнок психически здоров, опекун приняла непростое решение о принятии ребёнка в семью. С этого и начался процесс адаптации ребёнка.
К этому моменту выяснилось, что у одного из членов семьи есть психическое расстройство, которое проявилось с возрастом, и, возможно, по этой причине страхи женщины спроецировались на ребёнка и приобрели гипертрофированный вид.
В начале адаптации ребёнка женщина не была уверена в своих силах и нуждалась в постоянной и частой поддержке психолога.
Специалист обучал опекуна входить в роль матери, выстраивать отношения с ребёнком.
Были страхи и сомнения, что не получится, ребёнок не примет, она не сможет полюбить.
Постепенно, по мере обретения уверенности матери, влияние специалиста становилось менее значимым и свелось к мониторингу.
Малыш уже 3 года живёт в семье, мама радуется его достижениям.
В этом случае женщине нужен был специалист-психолог, кто разделил бы её ответственность, поддержал не только рекомендациями, но вполне конкретными действиями по привлечению других специалистов, дал возможность разобраться и справиться со своими страхами, был тренером в освоении роли матери.