Кто такой ребенок-сендвич?
Это определение появилось недавно и означает среднего ребенка в семье, между старшим и младшим. Как бутерброд, в котором между двумя кусочками хлеба находится кусочек сыра или колбасы. Из-за того, что этот ребенок довольно сложен, он требует особого внимания взрослых. А тем временем не все взрослые знают о таком феномене и, соответственно, не знают, что делать в трудных ситуациях. А чтобы понять, что это за понятие, и как себя вести, надо просто проанализировать всех своих детей.

Старший ребенок в семье – запланированный, желанный. Несколько лет он является центром вселенной для родителей и родственников. В случае появления второго ребенка он учится быть старшим братом или старшей сестрой. Он – помощник, у него есть обязанности и привилегии, которых нет у других детей. В этом его особенность и значение по сравнению с другими детьми. Более того, младшие часто должны слушаться старшего, как родителя.

Младший ребенок в семье самый опекаемый, даже балованный. Он не заботится о младшем ребенке, как делал в его возрасте старший из детей, у него нет обязанности сходить за младшим в садик, сходить в магазин. Не он, а его обычно защищают, угощают вкусненьким, к нему проявляют нежность и заботу. И он это хорошо понимает и чувствует, зачастую это способствует его скорейшему развитию и формированию его характера.

А вот средний ребенок в семье уже не то и не другое. У него нет авторитета старшего, но и покровительства, как у младшего, нет. Вскоре после его рождения появляется младший, а его как бы «перешагнули», сосредоточившись на младшем. И средний ребенок, толком и не побывав младшим, становится как бы старшим, но не полноправным старшим. Он не подпадает ни под одну из этих категорий – старший или младший, и, сам того не сознавая, начинает проявлять бунт, протест. И этот бунт может проявляться по-разному. Поэтому эти дети, за редкими исключениями, сложны в воспитании.

Для них может быть характерна внутренняя скованность, жестокость, неумение выражать любовь, непослушание, неспособность идти на компромисс, закрытость, твердость, в переходном возрасте могут проявиться скрытые до этих пор черты характера. И родители должны знать об особенностях «сендвича», чтобы знать, как себя вести с ним, как предупредить формирование тех или иных комплексов или нежелательных особенностей характера. И даже если до поры до времени нет проблем и сложностей, то запомните все, что касается такого рода детей, и предпримите все возможное, чтобы проблемы не появились впоследствии.

Исходя из всего сказанного выше, педагоги и психологи рекомендуют родителям почаще общаться с этими детьми, хотя бы 20-30 минут в день; устанавливать чаще телесный контакт (гладить, обнимать, целовать), говорить словами о своей любви к нему, ободрять его, рассказывать ему, каким он был, когда был младшим в семье.

Внимание и материнская мудрость подскажут вам, как себя вести, как поступить в любой ситуации, чтобы ваш средний ребенок рос любимым, желанным, не обделенным вашим вниманием, уверенным в собственных силах и открытым для жизни в обществе людей.