Внуки природы и дети цивилизации. Как дети должны познавать мир?


Малыши 21 века — внуки природы и дети цивилизации. Они повелители техники, различных кнопочек и сенсорных экранов.
Многие малыши замечательно в три года управляются с гаджетами последней модели, но не могут отличить козу от коровы, а сосновую шишку от еловой. Современные дети все реже познают мир природы так, как было раньше — «на ощупь». Они не мажутся соком одуванчика и не наглаживают до зеркального блеска глиняные «лизуны», не едят в лесу конский щавель, не умеют делать «курочек» и «петушков» из колосьев…


— AD —

Пустышка с начинкой

Возьмите любую сказку и внимательно перечитайте. И наверняка вы тут же наткнетесь на описательную часть: какой лес был вокруг Красной Шапочки, как выглядели берега у речки, где сидела Тортилла, какие цветы росли на поляне Жевунов…
Вы удивлены? Вы не помнили всех этих подробностей? А-а-а, вы и сейчас не уверены, что они нужны…

Увы, при быстром прочтении «описание природы» — неважная, дополнительная, второстепенная информация — теряется и не фиксируется в памяти. Многие взрослые подгоняют детей, спешно выполняющих домашнее задание, второпях начитывающих нужный листаж для заполнения «литературного дневника» (и кто только придумал эту глупость — мерить книгу в страницах и минутах, прививая любовь к ней с таймером в руках!): «Ты про природу-то пропускай, читай про героя!».

Пропустили описание-пустышку? В событиях сказки все осталось на месте, ничего не потеряно. Но вот в реальности что-то изменилось: ребенок, привыкший к «скучности» природных описаний, тоже может перестать видеть красоту вокруг, чувствовать слияние с ней. Какая разница, обломаны ли ветви у дерева, вытоптана ли клумба у подъезда, долетела ли бумажка до урны… В сюжете жизни это все — сущие мелочи!

Ну, круто, ага-ага

Многие родители жалуются, что, даже приезжая на природу (на дачу, на озеро, в лес), ребенок не может описать то, что видит вокруг. На восторженные возгласы взрослых: «Посмотри, какая красота!» — дети недоуменно скажут: «Ну, вижу!» или «Ага, круто». И нет смысла ругать и стыдить детей за это. Их нужно учить обращать внимание на все, что их окружает. И учить не только словами, а личным примером. Если взрослые будут восхищаться красотами леса, запахом свежескошенной травы, а потом, поев шашлыки, оставят валяться пакеты с мусором — не стоит надеяться на воспитательный эффект речей.

• Готовясь к походу или выезду на природу, почитайте в интернете об особенностях того места, куда вы едете, а его историях и необычностях.
И во время прогулки вы сможете рассказать ребенку, почему «это круто». Если вы попали в природный заповедник — сформулируйте, чем он отличается от обычного парка, какие правила поведения существуют в таких местах.

• Вместе составьте маршрут или программу путешествия. Попробуйте попросить ребенка взять на себя роль экскурсовода — найти информацию и рассказать вам о возрасте озера и составе воды, об особенностях рельефа дна и о легендах, связанных с названием.

• Попробуйте научиться фиксировать внимание ребенка на деталях. Не просто: «Почему ты не смотришь, какая красота вокруг!», а: «Ты видишь, на том склоне еще не сошел снег, верхушки так и сияют, а эта сторона уже покрыта эдельвейсами. Хочешь, я расскажу тебе легенду про эти удивительные цветы?».

• Целенаправленно поищите удивительные «мелочи» — жучков, сидящих на коре дерева, разные необычные цветы, папоротник в тени леса. Попробуйте сочинить сказку про встреченную белку или поделиться знаниями о том, для чего ежик закатывается в листья… Для ребенка возможность потом блеснуть какими-то знаниями в школе и садике — ценнейшая мотивация. Он будет благодарен за общение и за то, что вы делитесь с ним своими знаниями, воспоминаниями, мечтами. Да и для вас самих такие мгновения очень дороги, они дарят чувство близости и доверия. Эти минуты в лесу потом, даже спустя годы, останутся в сердце у обоих и будут вспоминаться как лучшие моменты жизни.

• Попытайтесь сами, забыв про «неудобно» и «глупо», постоять в обнимку с деревом несколько минут. Прикоснувшись к стволу или положив ладони на траву, почувствуйте, как впускаете в тело мощную и добрую энергию, наполняясь ею.
Сочная зелень на экране компьютера не может заменить свежесть летнего ветерка после грозы или щекот от того, что божья коровка ползет по ладони.

Умение заметить появление новых листочков весной и тропинку муравьев, по которой они ходят к воде, — вот то, что отличает ребенка от старика. Те, кто хочет долго-долго оставаться молодым, знают это.