Что мы с вами знаем об детском аутизме? Замкнутость, отсутствие адаптации в социуме, нежелание вступать в контакт с окружающими, необычный вид… Увидев ребенка, страдающего этим заболеванием, мы чаще всего отводим глаза, и, кроме слова «странный», в голове у нас ничего не возникает.
Проблема расстройств аутистического спектра (РАС) на сегодняшний день чрезвычайно актуальна. Частота выявляемых случаев непрерывно растет во всех странах мира. По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2000 г. распространенность их составляла от 5 до 26 случаев на 10000 детского населения, а в 2008 г. — 1 случай на 150-161 ребенка. По официальной статистике США 2011-2012 гг. Один ребенок из 50 страдает расстройствами аутистического спектра. Учитывая глобальность этой проблемы, Организация Объединенных Наций 2 апреля объявила Всемирным днем аутизма.
Расстройства аутистического спектра — группа нарушений психического развития, которые характеризуются отсутствием способности к взаимодействию, общению и стереотипностью поведения.
Это целый ряд заболеваний, который объединяют такие общие признаки, как:
-нарушение коммуникации: искаженное речевое развитие, системное недоразвитие речи наряду с отсутствием невербальных способов коммуникации с использованием мимики, жестов;
-нарушение социализации: трудности принятия и закрепления социальных норм, правил поведения в социуме, нарушение способности к совместной деятельности, в том числе к занятиям и игре;
-различные стереотипии, например повторяющиеся навязчивые движения по типу взмахов руками, «манежного бега» (бег по кругу), встряхивания кистями рук и т.д.
Дети с РАС сопротивляются переменам и стремятся сохранить неизменным привычный жизненный уклад, предпочитая однообразную знакомую еду, одежду, игрушки, окружающую обстановку. Озабоченность не изменять привычки и вкусы распространяется на игру, а ведь именно она является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.
Диагностировать и выставить клинический диагноз РАС — прерогатива врача-психиатра. Однако есть признаки и особенности психического функционирования, позволяющие врачу-педиатру, неврологу и даже родителям заподозрить данное расстройство и своевременно обратиться к специалисту.
Часто такие симптомы, как отсутствие или исчезновение речи, гиперактивное, импульсивное поведение, навязчивые повторяющиеся движения, проблемы со сном и аппетитом (крайняя избирательность в еде), трудности адаптации и коммуникации беспокоят родителей и приводят их на прием к педиатру или неврологу. Однако только раннее обращение к профильному специалисту поможет начать своевременную терапию и психолого-педагогическую реабилитацию ребенка.
Наш эксперт рассказывает: «В России есть специализированные центры, где любой ребенок может пройти диагностику и при необходимости начать лечение. По данным специалистов, наиболее эффективна комплексная помощь в рамках биопсихосоциального подхода, включающая медикаментозную терапию, психолого-педагогическое воздействие (в том числе, музыкальные, танцевальные занятия, логоритмику), занятия, направленные на развитие коммуникации и речи, психотерапию, обязательные занятия с семьей. И начинать нужно как можно раньше».
Основные признаки РАС в раннем и дошкольном возрасте:
• отсутствие слов в возрасте 16 месяцев;
• отсутствие фразы из 2 слов в 2 года;
• отсутствие невербальной коммуникации (указательного жеста) в 12 месяцев;
• отсутствие спонтанных предложений из 2 слов в 2-летнем возрасте;
• потеря речевых или социальных способностей в любом периоде жизни ребенка, независимо от возраста;
• отсутствие речи или задержка ее развития;
• особый зрительный контакт: нечастый и очень короткий, либо долгий и неподвижный, редко — прямой в глаза, чаще — периферический;
• трудности в имитации действий;
• выполнение однообразных действий с игрушками, отсутствие творческой игры;
• отсутствие социальной реакции на эмоции других людей.
Основные признаки РАС в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте:
• неспособность создавать контакт с окружающими, низкая или неэффективная коммуникативная активность;
• отсутствие интереса к другим людям и контактов со сверстниками;
• неспособность поддерживать диалог;
• отсутствие потребности в утешении в стрессовой ситуации;
• наличие сложностей с ожиданием в социальных ситуациях;
•увлеченность одной тематикой;
• выполнение видов деятельности, наполненных малой креативностью и фантазией;
• сильная эмоционально-поведенческая реакция на изменения в привычном ежедневном графике;
• любая озабоченность по поводу социального или речевого развития ребенка, особенно при наличии необычных интересов, стереотипного поведения.