Неврологические нарушения у детей. Основные неврологические заболевания у детей


Человечество открыло микробы и лечит инфекции антибиотиками. Врачи имплантируют почки и оживляют искусственное сердце. Мы почти победили рак. А жить в мире с собственными нервами еще только учимся.
Статистика неумолима: неврологические заболевания у детей не только не сдают своих позиций перед лицом современной медицины, но и еще более агрессивно атакуют население земного шара. Особенно самых беззащитных ее жителей — детей.

Эпилепсия, детский церебральный паралич, тики, синкопе, внутричерепная гипертензия, неврозы, невротические расстройства сна, энурез и заикание, головные боли, синдром дефицита внимания, задержка психоречевого развития…

Это далеко не полный список неврологических нарушений, наблюдаемых у наших чад. Кто виноват и что делать?


— AD —

Причины неврологических нарушений у детей

Еще в 70-х Элвин Тоффлер, знаменитый футуролог, автор теории шока будущего, предупреждал человечество о пагубной интенсификации жизни цивилизации. Мода, взгляды, политические и социальные нормы сменяются быстрее, чем поколения. Объем накопленных обществом знаний не в силах усвоить среднестатистический человек. Информация устаревает, не успев распространиться. Мы бежим, мчимся, спешим. И все равно опаздываем жить.

Пусть это немного философская, но вместе с тем одна из самых главных причин пандемии психоневрологических нарушений. Да, в их развитии немаловажную роль играют наследственная предрасположенность, нарушения внутриутробного развития, родовые травмы и последующие ранения, другие системные заболевания.

Но большинство причин, таких как хронические стрессы, психологические травмы, некомфортные агрессивные условия нахождения, нарушения режима сна и бодрствования, излишние умственные и физические нагрузки на организм ребенка, всего лишь следственные отголоски главной проблемы цивилизации — дети не успевают адаптироваться к условиям жизни. Они еще не научились справляться со своими эмоциями, им трудно переживать обуревающие их чувства, их незрелая нервная система не успевает компенсировать стресс. В результате — неврологический срыв.

Основные неврологические заболевания у детей

Одно из самых распространенных проявлений неврологических нарушений — многочисленные неврозы. Причем детских, пожалуй, даже больше, чем взрослых. Например, невроз страха — когда ребенок боится темноты, высоты, одиночества, закрытой двери… Никакие окрики и внушения здесь не помогут. Необходимо восстановление доверия к родителям, их внимание и забота, время, а также профессиональная помощь специалистов.

Невротический энурез — недержание мочи у детей, уже способных себя контролировать. У детей 5 лет наблюдается в 10% случаев, к 10 годам — у 5%. Чаще встречается у мальчиков, преимущественно выражается в ночном ослаблении контроля. Специалисты отмечают частоту проявления подобного синдрома на фоне стрессов, семейных ссор и частого наказания ребенка.

Невротическое заикание — нарушение ритма речи с непроизвольными остановками в момент высказывания или вынужденными повторениями отдельных звуков и слогов. Также чаще встречается у мальчиков. Среди причин нередко можно проследить сильную психологическую травму, испуг, потрясение — то, с чем ребенок не смог справиться адекватно, и что нашло выход в нарушении иннервации речевого процесса.

Неврологические расстройства сна чаще всего проявляются трудностями с засыпанием. Причины — переутомление в школе, на развивающих занятиях, постоянный стресс, избыточная неусваиваемая информация. Сон у детей, страдающих расстройствами этого состояния, поверхностный, неспокойный.
Он не приносит отдохновения, дети просыпаются вялыми, невыспавшимися.

Тики — молниеносные сокращения мышц, чаще всего затрагивающие мускулы лица и конечностей. Они могут быть моторными (моргание, пожимание плечами, подергивание щеки), ритуальными (повтор определенной последовательности действий), вокальными (с воспроизведением звуков — покашливание, хмыкание) и генерализованными — объединяющими все перечисленное. Проявляются и достигают пика в момент напряжения, например, учебы. Факторами, провоцирующими их, являются стрессы, гиперопека и ее противоположность — дефицит общения и внимания.

Синдром дефицита внимания — повышенная, не соответствующая возрасту степень невнимательности и импульсивности, как правило, с явлениями гиперактивности. Синдром сопровождают эмоциональная лабильность, негативизм, тревожность, агрессивность. Наблюдается в течение всего школьного периода, а суетливость и трудность сосредоточения вполне могут сохраниться и во взрослой жизни.

Начать с себя

Можно ли победить неврологическую проблему? В тандеме с ребенком, под руководством хороших специалистов, неврологов, психотерапевтов и психологов — да.
Главное — начать с себя. Все ли вы делаете правильно в ваших отношениях с ребенком? Научились ли жить с маленькой личностью в мире и согласии или подминаете под себя, используя давление родительского авторитета?

Проанализируйте вашу семейную обстановку, взрослые проблемы, в которые вы волей-неволей вовлекаете ребенка. Ваша задача создать спокойный, благоприятный психологический климат, который поможет чувствовать ребенку себя комфортно, открыться душой.
«Наведите мосты» с ребенком.

Общий язык — залог доверия ребенка, его поддержка и уверенность в собственных силах справиться с проблемой.
Будьте терпеливы и снисходительны. Не акцентируйте внимание ребенка на проблеме, не ругайте по пустякам, не кричите, воспитывайте спокойно и адекватно находите способ указать на оплошности и недостатки.

Продумайте режим жизни ребенка. Равномерно ли распределены нагрузки в течение дня? Не перегружен ли малыш кружками и дополнительными занятиями? Радует ли его то, чем он занимается? Лучше отказаться от лишнего кружка, чем воспитывать в ребенке комплексующую неврологическими проблемами личность.

Рассуждать о происхождении неврологических нарушений можно бесконечно долго. Главное в этой ситуации не искать виновных, а пытаться найти выход. Реально мы не в состоянии изменить объем школьной программы или политику телепередач центрального телевидения. Но нам вполне по силам снизить планку завышенных требований к учебе ребенка или взять под контроль количество и качество информации, льющейся на психически неподготовленную личность из Интернета и экранов ТВ.
И начать беречь ребенка не завтра, а сегодня, сейчас.