Синдром Аспергера – это заболевание, которое называют также высокофункциональным аутизмом. В отличие от обычного аутизма, люди с таким синдромом, в некоторой степени сохраняют возможность нормального общения с окружающими. Главной причиной данного заболевания является наличие наследственной предрасположенности в совокупности с различными биологическими и токсическими веществами, оказывающими непосредственное влияние на ребенка в период внутриутробного развития.
Но, тем не менее, в настоящее время вопрос наследственности изучен не досконально. Обусловлено данное заболевание наличием нарушений развития лобных долей мозга, которые отвечают за коммуникативные навыки, способность запоминать и концентрировать внимание.
У детей с таким синдромом, наиболее активными являются задние доли мозга. При нормальном состоянии, ситуация должна быть обратная – более активной должна быть именно лобная доля мозга. Таким образом, искажение структуры мозга приводит к искажению восприятия окружающего мира. Данное заболевание чаще всего встречается у мальчиков.
Синдром Аспергера у детей, как правило, диагностировать достаточно сложно. На первый взгляд, ребенок кажется полностью адаптированным к нормальной социальной жизни, но при этом наблюдается отсутствие собственных эмоций, неспособность распознавать эмоции окружающих, ограниченный круг интересов и потребность постоянно выполнять однотипные действия.
В возрасте до двух лет очень сложно определить наличие заболевания, поскольку в этот период только формируются навыки взаимодействия ребенка с другими людьми в обществе. Основные симптомы могут проявиться к трем годам, особенно когда ребенок начинает посещать детский сад.
Наличие данного заболевания, вызывает у ребенка следующие трудности:
- полноценное общение с окружающими, в том числе и на эмоциональном уровне;
- проблемы со взаимодействием и сотрудничеством с другими людьми;
- проблемы с воображением.
Таким детям сложно общаться с окружающими, поскольку никто не может определить состояние ребенка – счастлив он или огорчен, нравится ему что-либо или нет – он попросту не умеет показывать свои эмоции, и тем более не умеет говорить о них.
На первый взгляд такие дети кажутся замкнутыми и безразличными, но на фоне этого у ребенка могут быть отличные интеллектуальные способности, которые обычно проявляются в какой-либо определенной сфере – математике, физике, астрономии и так далее. Чтобы определить наличие данного заболевания, следует ознакомиться с его основными симптомами и признаками.
Симптомы синдрома Аспергера у детей
Синдром Аспергера у детей имеет определенную симптоматику, проявляющуюся, как правило, начиная с трехлетнего периода – у детей наблюдаются проблемы во взаимоотношении с окружающими людьми, как сверстниками, так и взрослыми. Поведение ребенка с таким заболеванием обособленное, речь монотонна, наблюдается узкий круг интересов, активное внимание на чем-либо кратковременно, застывшая мимика и пустой взгляд. Голос обычно тихий и не резкий. Такие дети очень привязаны к дому и стараются избегать любого общения.
Признаки синдрома Аспергера
Синдром Аспергера у детей имеет следующие выраженные признаки:
- постоянное чувство тревоги, беспокойства, растерянности. Особенно ярко такие чувства проявляются в момент общения с окружающими;
- чрезмерное стремление к порядку, причем во всем;
- сильное увлечение каким-либо определенным занятием;
- нарушение речи;
- наличие комплексных или единичных сенсорных нарушений (осязания, обоняния, вкуса, слуха, зрения).
Дети в более взрослом возрасте, с таким синдромом, как правило, не имеют друзей, не умеют вести разговор и находить контакты с людьми, постоянно пребывают в нервозном состоянии и сильно увлечены одним рутинным делом.
Родители должны внимательно следить за состоянием развития ребенка и при подозрении на наличие синдрома Аспергера, обратиться к квалифицированному специалисту в области психиатрии. При несвоевременном обращении к врачу и неправильном лечении, заболевание может прогрессировать.
Диагностировать заболевание можно при помощи нескольких специальных тестов. Лечение заключается в проведении психотерапии, обучающих социальным навыкам тренингов, в комплексе с медикаментозным лечением.
Тест
Диагностировать синдром Аспергера у детей может только профессиональный психолог, используя при этом специальные нейропсихологические тесты. Такие тесты представляют собой ряд вопросов, касающихся различных сфер жизнедеятельности ребенка. Ответы на данные вопросы следует давать четкие – либо «да», либо «нет».
Для точного выявления каких-либо отклонений, подобные тесты проводятся многократно, в это время психолог должен наблюдать за ребенком и его поведением. На основе результатов тестирования, врач оглашает окончательный результат – имеется ли данное заболевание или отсутствует.
Чем раньше у ребенка будут выявлены отклонения, тем быстрее можно начать лечение, основанное не только на психологической адаптации, но и на медикаментозном лечении. Своевременное лечение приносит хорошие результаты.