…И вот взволнованный первоклассник переступил порог школы — нового неведомого моря, по которому ему плыть и плыть. Как родители могут ему помочь остаться при этом здоровым?
Как родителям первоклассников научиться сохранять их здоровье? Ведь для них переход из садика в школу — глобальная перестройка. Как помочь детям?
Действительно, первый раз в первый класс — это глобальное изменение в жизни ребенка. Во-первых, у ребенка и его родителей изменится режим дня. Особенно значимой будет перестройка для домашних детей, но и для детсадовских она довольно существенна. Конечно, подготовку к этому рубежу надо начинать не 1 сентября, а посвятить ей хотя бы последний месяц лета. В течение августа надо было плавно перевести ребенка на новый режим дня, начиная с утреннего вставания, полноценного завтрака дома и минимального выполнения заданий по подготовке к учебе. Тогда ребенку было бы легче перейти на школьный режим.
Хорошо, если родители заранее встретились с учителем и обговорили с ним все моменты нового этапа жизни ребенка — от времени начала первого урока до условий пребывания в группе продленного дня и возможности горячего питания в школе.
Во-вторых, нагрузки на ребенка сильно возрастут. Он перестанет быть «туристом» по жизни — станет «работником» со своим кругом ответственности. Ему надо помочь и в выработке усидчивости, внимания, и в выстраивании своих планов и приоритетов: сначала — уроки, затем — расписание на завтра и портфель и уж потом — все остальное. Конечно, за один день и даже за неделю с этим не справиться, но надо быть терпеливым и настойчивым. Посеешь привычку — пожнешь характер. Не жалейте на это времени.
В-третьих, существенно увеличится число инфекционных контактов. Ребенок приходит в новый большой детский коллектив с новой микро- и макрофлорой и новыми болезнями. Я призываю родителей воздержаться от того, чтобы с начальной школы водить неокрепшего малыша за тридевять земель в какую-нибудь элитную гимназию (если вы только сами не будете отвозить и встречать его ежедневно на автомобиле). Пусть ребенок первые 2-3 класса проучится в школе, которая находится в зоне пешей досягаемости.
Чтобы подготовить ребенка к новым контактам, надо закаливать его, санировать перед школой все очаги заболеваний и у него, и в семье. По результатам наших исследований дети в семьях с хронически болеющими родителями (тонзиллиты, фарингиты и т.п.) болеют в разы чаще своих сверстников, родители которых здоровы.
Папам и мамам следует проявить свою родительскую ответственность и заботу и ликвидировать собственные хронические или невылеченные болезни. И уж конечно, бросить курить!
Накануне 1 сентября нужно обязательно посетить с первоклассником ортопеда и окулиста, выслушать их советы, ведь осанка и зрение страдают в школе в первую очередь. Это касается всех детей — и здоровых, и больных. Больным детям надо непременно посетить своих лечащих врачей, а родителям, чьи дети страдают пищевой аллергией, обязательно поставить об этом в известность учителя.
Наконец, в-четвертых, возрастет нервная и психологическая нагрузка на ребенка. Период адаптации к школе и коллективу длится до трех месяцев. Наблюдайте всё это время за ребенком: не стал ли он плаксивым или агрессивным. Это показатели того, что нагрузка для него слишком велика, на грани его выносливости. Старайтесь как можно чаще обнимать его (помните: чтобы чувствовать себя любимым и не покинутым, ребенок должен быть обнят не меньше 12 раз за день), хвалить и поддерживать, подарите ему как можно больше своего душевного тепла.
Если ребенок явно притворяется больным, чтобы не пойти в школу, стоит ли маме разрешить ему денек побыть дома? Психосоматика — вещь не пустая…
Если ваш первоклассник просит разрешения остаться дома и раз, и два — пора разобраться, что происходит у него в школе. Сегодня в школах работают школьные психологи.
Посоветуйтесь с ним, с учителем, поговорите с малышом. Разберитесь в ситуации.
Если первоклассник заболел
Даже если у вашего малыша самое обыкновенное ОРЗ, помните, что после 5-7 дней лечения у ребенка еще в течение 3-4 недель сохраняется высокий уровень риска заболеть вновь. Поддержите его здоровье в это время, уделите ему максимум своего внимания! И ни в коем случае не принимайте адаптогенов и иммуномодуляторов самостоятельно, без консультации с вашим педиатром.
Через два месяца наступят первые каникулы. Как в это время помочь первокласснику максимально отдохнуть?
Я не советую в течение первого года учебы вывозить ребенка в теплые страны, со сменой климата и часовых поясов. До 5 лет это категорически нельзя делать. У нас достаточно много санаториев типа «мать и дитя», там и нужно провести хотя бы несколько дней. Погуляйте, побудьте вместе, поболтайте перед сном по душам…
На время каникул не оставляйте ребенка на целый день в квартире одного. Никакая работа не может этого оправдать. Это же ваш еще довольно маленький и несмышленый ребенок. Спланируйте его каникулы заранее, берите отпуск без содержания, призывайте бабушек (дедушек), няню.
Кроме того, я советую на каникулах обследовать физиологическое состояние вашего первоклассника. Для этого существуют приборы государственной регистрации, которые определят, насколько он устал. РОФЭС-диагностика (РОФЭС — регистратор оценки функционально-эмоционального состояния) не затруднительна, недорога и безболезненна. Зато вы будете знать, как ваш ребенок перенес начало учебы.
Нужны ли первокласснику занятия спортом
Никому не повредят занятия в оздоровительной секции. Но занятие настоящим спортом (во многих видах в этом возрасте нагрузки уже могут быть огромными) я бы не советовала. Самое лучшее — лыжи, коньки и бассейн.
Дома обязательно установите шведскую стенку или оборудуйте спортивный уголок и привлекайте ребенка к занятиям своим примером. По данным нашего исследования, утреннюю зарядку дома делают 2 % мам и 3 % пап. Помните, что настоящее воспитание нужно начинать с себя. Будьте здоровы, терпеливы и любите своего первоклассника!
Советы аллерголога -иммунолога по организации домашней жизни первоклассника
• Не мойте полы в доме водой со средствами бытовой химии. Пол — огромная территория. В крайнем случае воспользуйтесь хозяйственным мылом.
• Не используйте для мытья посуды ребенка средства бытовой химии. Если она вдруг жирная (хотя ребенку нельзя жирного!), используйте пищевую соду.
• Постарайтесь не использовать для стирки постельного и носильного белья ребенка синтетические стиральные порошки и жидкости. Используйте только специальные детские моющие средства.
• Никогда не сушите в комнате, где спит ребенок, белье, постиранное с использованием синтетических моющих средств.
• Чаще проводите влажную уборку в комнате ребенка, желательно каждый вечер перед сном. Проветривайте помещение для сна в любую погоду.
• Не кормите ребенка наваристыми супами на костном бульоне. После закипания бульона с нежирным мясом без костей не только снимите пену, но и слейте всю первую воду и залейте мясо свежим кипятком.
• Не кормите ребенка едой, предназначенной для взрослых (в том числе десертами). Покупайте ему только специально предназначенное для детей питание.