Древняя Греция и Рим
Зарождение зубоврачевания в европейском регионе связано с формированием и становлением древнегреческой цивилизации. К началу VI в. до н. э. на территории Греции и островов бассейна Эгейского моря сложилась система городов-государств, основой материального благополучия которых являлось классическое античное рабовладение. Именно на этом экономическом фундаменте сложились самые разнообразные системы гуманитарного и естественно-научного знания. Медицина была важнейшей частью этой интеллектуальной среды.
Медицинские школы Древней Греции достигли расцвета к V в. до н. э. Они были связаны с культом Асклепия[19]; выдающимся представителем школы асклепиадов стал Гиппократ (460–377 гг. до н. э.). В его трудах рассеяны многочисленные упоминания о заболеваниях полости рта и о методах лечения этих заболеваний. Так, Гиппократ утверждал, что имеется связь между расшатыванием зубов и гингивитом, который он объяснял накоплением зубного камня. В своих работах Гиппократ отмечал, что прорезывание зубов сопровождается зудом десен, лихорадкой, диареей. Чаще это наблюдается при прорезывании клыков у полных детей.
Конечно, Гиппократ и его современники были детьми своего времени, и в их текстах встречается много наивных (по меркам сегодняшнего дня) рассуждений. Так, Гиппократ считал, что молочные зубы образуются из молока матери. Гиппократ, исходя из своей концепции циркулирующих жидкостей, считал, что холод приводит к сокращению кровеносных сосудов, а это, в свою очередь, приводит к застаиванию крови и ее загниванию. Некоторые органы были очень чувствительны к холоду, в том числе и зубы. По его мнению, зубы начинали разрушаться под воздействием «слизи» и тех продуктов, которыми питался больной. Врач Диокл (IV в. до н. э.) предложил для пломбирования зубов мастику, состоявшую из камедистой смолы, опиума, перца.
В универсальных лечебных центрах того времени, именовавшихся асклепионами, лечили не только телесные хвори, но и душевные. По сложившейся традиции, излечившиеся больные оставляли в асклепионах вырезанные из камня муляжи излеченных частей тела. В числе этих муляжей сохранились каменные зубы и челюсти, что свидетельствует о том, что в асклепионах, в числе прочего, занимались зубоврачеванием.
В трудах Гиппократа встречается одно из первых упоминаний о щипцах для удаления зубов. Археологические находки подтвердили данные письменных источников. Зубные щипцы, сделанные из железа и известные как «odontagra», были обнаружены археологами при раскопках в различных местах Греции.
Наряду с железными щипцами встречаются зубоврачебные щипцы, сделанные из довольно мягкого металла – свинца. Конечно, свинцовые щипцы не могли обеспечить надежного захвата больного зуба для его извлечения. При этом в то время в широком обиходе имелись довольно прочные бронзовые инструменты. По мнению ряда исследователей, использование мягких металлов для зубоврачебных щипцов было связано с тем, что удалению подлежали только слабо держащиеся зубы, и их извлечение не требовало значительных нагрузок на инструмент. Кроме этого, мягкий металл при небольшом усилии «обволакивал» больной зуб, обеспечивая его максимально плотный захват.
Аристотель, который жил спустя сто лет после Гиппократа, в своих естественно-научных трудах также упоминал о заболеваниях зубов. Однако то, что он был далек от медицины, привело к множеству ошибок. Самой известной из них является утверждение Аристотеля о том, что у мужчин зубов больше, чем у женщин. Кроме этого, Аристотель утверждал, что зубы сохраняют способность расти на протяжении всей жизни человека. Труды Аристотеля считались непогрешимыми и в эпоху христианства, поэтому в средневековой Европе эти ошибочные утверждения Аристотеля имели самое широкое хождение.
В своей знаменитой «Механике», иллюстрируя принцип действия рычага, Аристотель описывает действие зубных щипцов. Судя по всему, во времена Аристотеля действие зубоврачебных щипцов с мягкими наконечниками было общеизвестным и вполне годилось для иллюстрации теоретических рассуждений. Кроме этого, такое широкое распространение зубоврачебных щипцов говорит о том, что в это время извлекались не только больные расшатанные зубы, но и зубы, плотно сидящие в челюсти.
Греческие философы не разделяли научную среду на отдельные сферы, поэтому в работах естественнонаучного характера они часто обращались к медицине, в том числе и к зубоврачеванию. Например, древнегреческий ученый Теофраст (372–287 гг. до н. э.) в своем трактате «Естественная история растений» описал целебные свойства лекарственных растений (алтея, грецкого ореха, календулы, облепихи, скумпии и др.), которые до сего дня применяются в стоматологической практике. Теофраст в своих трудах также упоминал и о средствах гигиены полости рта. К этому времени Греция попала под контроль Рима, и распространение средств гигиены полости рта связано с римским влиянием. Греки начали использовать для чистки зубов пемзу, тальк, коралловый порошок и окислы железа.
Обращаясь к истории Древнего Рима, отметим, что первой высокоразвитой культурой, сформировавшейся на Апеннинском полуострове, стала культура этрусков (VIII–IV вв. до н. э.), населявших север Италии. В конце VII в. до н. э. этруски основали маленькое поселение на реке Тибр, со временем превратившееся в столицу могучей Римской империи. От этого народа остались, по сути дела, только смутные предания и многочисленные надгробия.
Одним из самых ярких артефактов ушедшей культуры стали зубные мосты. Древние этруски вытачивали искусственные протезы из зубов животных. В их гробницах (примерно VII в. до н. э.) найдены своеобразные мостовидные протезы, укрепленные при помощи золотых колец или полос.
Зубные протезы этрусков, несмотря на их разнообразие (для одного или нескольких зубов), изготовлены по одной компоновочной схеме. Как правило, изготовленная из мягкой расплющенной золотой проволоки полоска закреплялась на здоровых зубах, а утраченные зубы заменялись искусственными и обжимались золотой проволокой. Часто, для того чтобы жестко зафиксировать искусственные зубы, использовались золотые заклепки, соединявшие искусственный зуб и золотую пластинку. В результате формировалась довольно жесткая конструкция. Искусственные зубы, как правило, вырезались из зубов телят или волов. Судя по всему, эти зубы извлекались из челюстей животных, когда они еще не прорезались. Иногда использовались широкие зубы волов, которые, будучи вставленными в зубной протез, заменяли сразу два утраченных человеческих зуба.
Древний Рим сформировался и развивался как военная держава. Постоянные войны, которые велись республикой, а затем и империей, давали обильный материал для врачей, специализировавшихся в области хирургии.
Кроме этого, врачи Древнего Рима охотно перенимали достижения в области медицины эллинистического мира. Греческие врачи, в том числе и специализировавшиеся в области зубоврачевания, были необычайно популярны в Древнем Риме. И к тому были веские основания. Например, в 401 г. до н. э. в греческих письменных источниках зафиксировано первое письменное упоминание о язвенном стоматите. Им заболели воины армии греческого полководца Ксенофона, отступающие из Азии после неудачного похода против персов.
Все это в совокупности вывело уровень зубоврачебной практики в Древнем Риме на достаточно высокий уровень. О зубных золотых мостах, видимо, изготовленных по этрусским методикам, упоминается в «Законах 12 таблиц» (450 г. до н. э.). В одном из законов (таблица 10, п. 8) зафиксирован запрет на похороны усопших вместе с золотыми украшениями, надетыми на них: «А также золота с покойником пусть не кладут. Но если у умершего зубы были скреплены золотом, то не возбраняется похоронить или сжечь его с этим золотом». Так тогда препятствовали выводу золота из повседневного обращения, но этот запрет не распространялся на упомянутые золотые протезы. Само существование закона, упоминающего о зубных протезах («зубы были скреплены золотом»), свидетельствует, что зубоврачебные технологии времен этрусков не были утрачены, и римляне не только изготовляли примитивные зубные протезы, но и квалифицировано закрывали кариозные зубы золотыми коронками.
Отметим, именно римляне первыми вывели процесс изучения медицины на государственный уровень. При императоре Веспасиане (9-79 гг. н. э.) была учреждена первая государственная медицинская школа – Schola Medicorum. Особо отметим – на законодательном уровне женщинам позволялось изучать медицину и заниматься медицинской практикой.
Так как в Древнем Риме зубоврачевание не было выделено в качестве медицинской специализации, а являлось частью общемедицинской деятельности, в латинском языке той эпохи отсутствовал термин, обозначающий врача, занимающегося зубоврачеванием. В результате в дошедших до нас письменных источниках времен императора Тиберия среди хирургических инструментов упоминаются и щипцы для извлечения корней зубов.
Практически все виднейшие римские врачи так или иначе обращались к проблемам зубоврачевания. Древнеримский энциклопедист Авл Корнелий Цельс (25 г. до н. э. – 50 г. н. э.) в своих трудах описывал заболевания десен, сопряженные с расшатыванием зубов. Лечить эту болезнь он рекомендовал жеванием незрелых яблок или груш и держанием их сока во рту, а также наложением на подвижные зубы лигатур. В трудах Цельса зубная боль именовалась «худшей из пыток», и тем не менее врач рекомендовал использовать сначала все возможные средства консервативного лечения (разнообразные горячие припарки, полоскания рта и пр.), прежде чем удалять больной зуб.
Личные врачи римских императоров врачевали не только телесные болезни своих хозяев, но и лечили их зубы. Например, в I в. н. э. древнеримский хирург Архиген[20], врач императора Траяна, одним из первых с лечебной целью просверлил полость зуба с применением специального инструмента. Врач римского императора Клавдия – Скрибониус Ларгус (Scribonius Largus) составил труд, включивший в себя 271 рецепт. Часть из них была посвящена борьбе с зубной болью. Ряд этих рецептов основан на искренних заблуждениях, но именно эти мифические рецепты потом прожили долгую жизнь. Так, вслед за другими медиками, Скрибониус Ларгус утверждал, что кариес вызывается зубными червями, и одним из эффективных методов борьбы с ним является окуривание тлеющими на древесном угле семенами белладонны. Окуривание должно было сопровождаться ополаскиванием рта горячей водой, с которой якобы и удалялись зубные черви.
Римская медицина была частью своего времени, поэтому наряду с рационалистическими идеями включала в себя древние мифы, восходившие к эпохе древних цивилизаций Месопотамии (миф о зубных червях), суеверия эллинистического мира, магические манипуляции, восходившие ко времени этрусков. Поэтому даже известный Плиний Старший всерьез описывал следующую методу борьбы с зубной болью: необходимо поймать лягушку при свете полной луны, открыть ей рот и плюнуть в него, произнося некую магическую формулу: «Лягушка уходи, забрав мою зубную боль вместе с червями». Он же в качестве профилактики советовал дважды в месяц откусывать голову летучей мыши, при этом честно добавляя, что не ручается за эффективность подобных профилактических мер.
В Древнем Риме, как и в Греции, существовала практика подношения богу Асклепию муляжей частей тела, нуждающихся в исцелении или уже исцеленных (вотивные дары)[21]. Были эти предметы из бронзы или керамики, что позволяло изготавливать огромный спектр различных органов и частей тела. Хотя подобная практика существовала и у более ранних культур, очень популярной она стала в Древнем Риме – в частности, между 400 г. и 100 г. до н. э. В Санкт-Петербургской Кунсткамере хранится муляж рта и зубов, изготовленных в Италии в период с 200 г. до н. э. до 200 г. н. э.
Также в Кунсткамере хранится римский зубной амулет на бронзовой ручке (Италия, 100-500-е гг. н. э.).
У римского писателя Плиния можно прочитать описание методики действия подобного амулета, облегчавшего прорезывание зубов у детей. Плиний рекомендовал использовать для амулета зубы волка или лошади. Амулет размещался на теле ребенка или в непосредственной близости к нему, что «гарантировало» безболезненное прорезание зубов и спокойный сон родителей.
Огромный вклад в медицину эпохи Древнего Рима принадлежит Галену, среди пациентов которого был и римский император Септимий Север. Римский врач Клавдий Гален (131–199 гг. н. э.) кроме практической деятельности занимался вивисекцией (на свиньях и обезьянах). Его авторитет был столь высок, что только в эпоху Возрождения ученые оспорили многие из его анатомических представлений.
Например, Галену принадлежит первое подробное описание жевательных мышц и мышц шеи. В трудах Галена описана клиника афтозной сыпи на слизистой оболочке полости рта. Он полагал, что воспаление десен является результатом нарушений питания, недостаток последнего расширяет альвеолы и ослабляет фиксацию зубов. В медицину вошел, связанный с именем Галена, метод изготовления лекарств – галеновы препараты.
В эпоху Римской империи практика изготовления вставных челюстей из различных материалов получила самое широкое распространение. Судя по всему, именно в это время в зубоврачевании сложилось некое разделение труда, когда конструкцию зубного моста прорабатывал врач, а исполнял конструкцию в металле и кости либо квалифицированный ремесленник, либо ювелир, если речь шла о работе с драгоценными металлами.
Вставные зубы и зубные протезы были доступны, конечно, только состоятельным гражданам Рима, но и этого было достаточно, чтобы в древнеримской сатирической литературе остались многочисленные «зубоврачебные следы». Высмеивание стареющих «красоток» времен упадка Римской империи, активно пользовавшихся зубными протезами, стало даже неким штампом в сатирической литературе того времени.
Те же литературные источники времен поздней империи наглядно показывают, какое внимание уделялось знатными римлянами уходу за полостью рта. Во многом это было следствием многолетних и многочисленных рекомендаций медиков. Так, в литературных памятниках периода эллинизма (Плиний Старший, Апулей, Марциал и др.) имеются описания пальцевого массажа десен, рецепты зубных порошков. В состав последних входили тальк, пемза, измельченные кости животных, зола растений, шерсть, пропитанная медом, и т. д. Античный историк Плиний предложил свой рецепт зубного порошка, в состав которого входила измельченная скорлупа устриц, смешанная с медом и водой.
Уход за полостью рта был столь изощренным среди аристократической верхушки Древнего Рима, что имеются свидетельства того, что во время пиров гостей в обязательном порядке снабжали зубочистками, которыми они очищали полость рта перед каждой сменой блюд.
Раскол[22] Римской империи на Западную и Восточную в 395 г. привел к формированию Византийской империи. Западная Римская империя погибла под ударами варваров в 476 г., а Византия пережила свою западную сестру на тысячу лет, просуществовав до 1453 г. Фактически Византийская империя стала хранительницей всех интеллектуальных богатств эллинистического мира, включая, конечно, и медицинские знания.
Византийские медики, восприняв медицинские знания Древнего Рима, продолжали творчески развивать их. Например, Павел Эгинский (605–690 гг. н. э.) – византийский врач, автор трактатов по хирургии (главным образом, военной). В одной из своих работ он целый раздел посвятил вопросам хирургической стоматологии. Кроме этого, он описал методику удаления зубных камней долотом. Он же рекомендовал чистить зубы после еды, подчеркивая, что пища, прилипая к зубам, оставляет на них налет. Фактически Павел Эгинский стал последним из врачей эллинистического мира, пытавшимся сохранить медицинские идеи предшественников, в том числе и в области зубоврачевания, поскольку при его жизни Византия уже более ста лет являлась Османской империей, и центр исследований в области медицины постепенно перемещается на Восток. Европа в это время неотвратимо погружалась в кровавый хаос Темных веков раннего Средневековья.