Как удовлетворить детское желание пообщаться с друзьями и уберечь дом от разрушения?
В детстве Марина считала, что ей страшно не везет: мама никогда не разрешала ей приглашать в гости друзей. „Играйте во дворе!» — таков обычно был ответ на все просьбы. „Нет, я буду делать все по-другому, — думала Марина, подрастая. — Друзья моих детей будут обязательно приходить к нам в дом!»

Но став мамой троих детей, Марина обнаружила, что у родителей могут быть веские основания не приветствовать сборища детей в доме. Оказалось, что дети из разных семей, собираясь вместе, менее всего склонны играть в развивающие игры или внимать историям о жизни муравьев.

Они хотят прыгать со шкафа, сооружать блиндажи из подушек и бегать по квартире с ужасными криками. И что когда к двум-трем собственным детям добавляется всего один чужой ребенок, они могут неузнаваемо измениться прямо на глазах: стать совершенно неуправляемыми.


— AD —

Обуздаем стихию

Марина оказалась перед выбором: наложить запрет на приход беспокойных гостей или научиться управлять этой стихией. И первый вопрос, который предстояло решить: хорошо ли, если ребенок сам может приглашать в дом друзей? Поразмышляли вместе с мужем и решили: благо. Нужно знать, к кому тянутся дети, видеть, какие проблемы возникают у них в общении со сверстниками.

Но чтобы дом продолжал оставаться уютной гаванью, важно объяснить детям, что приглашать друзей можно только с разрешения папы и мамы. И кроме того, не на каждое „можно?» взрослые обязаны отвечать согласием.
Отказ нужно обосновать: сегодня нельзя, потому что придет бабушка, а завтра — пожалуйста. Или: нельзя же приглашать гостей в неубранную квартиру, сегодня вместе наведем порядок, а завтра поиграем, договорились? Или: выберите конкретный гостевой день, например в четверг можно, а остальные дни — для других важных дел.

Нужен план!

• Желательно заранее обсудить, чем ваши дети будут заниматься с гостями. Строить железную дорогу, придумывать истории и записывать их на магнитофон, рисовать картины? Причем если робко спросить: „А может, вы порисуете?» — скорее всего дети дружно ответят: „Не-е-ет!» Но если к приходу гостей на столе будут приготовлены краски, кисточки, листы бумаги и вы вдохновите ребят интересной темой (нарисуйте дом, в котором вы хотели бы жить, или самое яркое событие прошедшей зимы), творческий процесс наверняка закипит.

• Хорошо, если в вашем окружении окажется ребенок-„няня», который возьмет на себя роль положительного лидера. Чаще всего это девочки лет десяти, любящие возиться с малышами: у них зачастую легко выходит то, над чем безрезультатно бьются взрослые: например, они могут организовать игру в школу, и непоседливые пятилетки старательно выводят на листочках корявые буквы.

• Но не обольщайтесь: не баловаться дети совсем не могут. Поэтому лучше всего планировать „детские гости» по схеме: сначала занятия, требующие внимания и некоторого терпения, потом минут сорок, чтобы пошалить, затем небольшое угощение, и очень важно вовремя остановиться.
Двух часов для общения дошколят вполне достаточно.

• Когда вы чувствуете, что ничем не можете заинтересовать детей, направить их встречу в мирное русло, воспользуйтесь тем, что нет ребенка, равнодушного к кулинарии. Лепить печенье, делать вареники, резать фруктовый салат или сооружать необычные бутерброды — эти занятия обычно вызывают бурю восторга!

У взрослых, которые решили открыть двери своего дома для детей, есть большой соблазн, прямая противоположность позиции „никого не пустим»: не обращать внимания на то, что делают дети. Но малыши должны все время быть в поле вашего зрения, тогда вы сможете вовремя погасить любой конфликт.

Помните, что воздействовать на кучу-малу вы можете только через собственных детей: не угрожая, просто отозвать в сторону, а если слова не помогают, мягко взять за руку и увести. Дайте ребенку остыть, выговориться и вместе подумайте, что хорошо, а что плохо. Обсудите позже, кто как себя вел, почему произошел конфликт и можно ли было его предупредить, обращая внимание малыша на его собственное поведение и пробуждая желание в следующий раз быть лучше.