— физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся в снижении работоспособности. Нередко как синоним У. употребляют термин «усталость», хотя это не равнозначные понятия: усталость — субъективное переживание, чувство, к-рое обычно является отражением У. В некрых случаях чувство усталости может возникать и без предшествующей нагрузки, т. е. без реального утомления. У. может возникнуть при любом виде деятельности — и при умственной, и при физической работе. Умственное У. характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, нарушением внимания (гл. обр. трудностью сосредоточения ), замедлением мышления и др. Физич. У. проявляется нарушением функции мышц: снижением силы, скорости, точности, согласованности и ритмичности движений. Работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной той или иной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда (интенсивный шум, пониженное парциальное давление кислорода во вдыхаемом воздухе). В этих случаях понижение работоспособности является следствием нарушения функционального состояния организма. Быстрота У. зависит от специфики труда: значительно скорее оно наступает при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением мышц; менее утомительны ритмичные движения. Важную роль в появлении У. играет также отношение человека к выполняемой работе. Хорошо известно, что у многих людей в период эмоционального напряжения длительное время не возникают признаки У. и чувство усталости. Обычно, когда необходимо продолжать интенсивную работу при наступившем У., человек расходует дополнительные силы и энергию — изменяются показатели отдельных функций организма (напр., при физяч. труде учащаются дыхание и сердцебиение, появляются гиперемия лица, усиленное потоотделение и т. п.). При этом продуктивность работы снижается, а признаки У. усиливаются. Утомленный человек работает менее точно, допуская сначала небольшие, а затем и серьезные ошибки. Если до У. человек выполнял рабочую операцию движением только пальцев, то при У. в работу включается вся рука, а затем и мышцы туловища. Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к хронич. утомлению, или переутомлению. Различают умственное и психическое (душевное) переутомление. У молодых людей и лиц с определенным складом нервной системы интенсивный умственный труд может вести к развитию неврозов, к-рые возникают чаще при сочетании умственного переутомления с постоянным психич. напряжением, большим чувством ответственности, физич. изнурением и т. п. Психич. переутомление наблюдается у лиц, чрезмерно обремененных «душевными» волнениями и разного рода обязанностями. После отдыха работоспособность повышается, достигая даже более высокого уровня, чем в предшествующий работе период. Активный отдых приводит к более быстрому восстановлению работоспособности, что убедительно доказал рус. физиолог И. М. Сеченов. Активный отдых, основанный на переключении с одного вида деятельности на другой, обеспечивает возможность длительной, но разнообразной деятельности без наступления У. У. наступает быстрее у лиц, к-рые перенесли тяжелые заболевания. Сравнительно незначительная и непродолжительная нагрузка вызывает у них головную боль, одышку, сердцебиение, потливость, чувство слабости, работоспособность быстро падает, а восстановление ее происходит медленно. Такие лица нуждаются в щадящем режиме труда и более длительном отдыхе. У детей в связи с анатомофизиоло-гич. особенностями организма У. развивается быстрее, нередко даже без особо активной деятельности (напр., при вынужденном бодрствовании у детей грудного возраста, во время сидения за партой в школе). Неправильный режим дня, однообразные занятия, излишние развлечения также быстро приводят к У. При повышенных нагрузках (занятия в двух школах, нескольких кружках и т. п.) У. легко переходит у детей в переутомление. Признаки У. у детей часто проявляются в нарушении поведения; они становятся неусидчивыми, невнимательными, на уроках разговаривают, нарушая дисциплину. При этом правильная оценка их состояния бывает затруднительна изза отсутствия у них какихлибо жалоб. В некрых случаях, особенно после перенесенных заболеваний, дети становятся вялыми, пассивными, медлительными. Они чувствуют разбитость, слабость, головные боли при умственном напряжении. Нередко У. может быть не только следствием перепесенных заболеваний, но и их предвестником. Во всех случаях быстрого У. ребенка, не связанного с предшествовавшими заболеваниями или интенсивными умственными и физич. нагрузками, следует обязательно обратиться к врачу. Одним из наиболее действенных средств длительного сохранения работоспособности в течение рабочего дня является четкий ритм трудовой деятельности. Работа, выполняемая ритмично, примерно на 20% менее утомительна, чем неритмичная работа такой же тяжести. Важным средством борьбы с переутомлением является рациональный режим труда и отдыха или организация в строго определенное время рабочего дня кратковременных перерывов. Такие перерывы устраиваются с учетом характера трудового процесса. Так, для тяжелой работы рекомендуются перерывы по 15 мин. через каждые l'/г часа в первой половине рабочей смены и два 15-минутных перерыва, но уже через час работы во второй половине рабочей смены. Для станочных работ целесообразно устраивать два 5-минутных перерыва: один в первой половине рабочей смены через 2 часа после начала работы и второй перерыв во второй половине рабочей смены через 1'/2 часа после обеденного перерыва. Для операторов машинносчетной станции целесообразно делать один 5-минутный перерыв в первую половину смены через 2 часа после начала работы и два перерыва по 5 мин. во вторую половину смены: первый через V/2 часа после обеда и второй через час после первого. Регламентированные перерывы в работе оообенно эффективны в сочетании с производственной гимнастикой —¦ так наз. активный отдых, особенно при выполнении работы в сидячей позе. Важное значение в мероприятиях по предупреждению У. должно отводиться устранению лишних движений, рациональной организации рабочего места, рабочей позе, тренировке. Рационально организованное рабочее место позволяет работнику не только экономить движения, но и работать в нормальной позе, исключающей статистич. напряжения мышц. Для предупреждения переутомления у детей необходимо наладить их режим дня, исключив недосыпание, уменьшив нагрузку, правильно организовав чередование занятий и отдыха (в дошкольном возрасте занятия не должны продолжаться без перерыва более 15—¦ 20 мин.) и увеличив их пребывание на свежем воздухе.
Утомление
Другие статьи раздела
Убихинон
Угарный газ
Углевидный обмен
Углеводы
Углеводы
Угри
Узелки певцов
Узкий таз
Укачивание
Улитка
Ультравысокочастбтная терапия
Ультразвук
Ультрафиолетовое облучение
Уремия
Уретра
Уретрит
Урология
Услбвные рефлексы
Успокаивающие средства (седативные средства)
Устьице
Утомление
Утопление
Ухо
Ушиб