Беседа 15. ЕС и Евробарометр
Европейский Союз, всегда интересующийся каждой деталью жизни своих народов, провел всестороннее изучение их привычек пития. Еврократы опросили большое количество обычных мужчин и женщин в каждом из представленных государств о том, пьют ли они, какой тип спиртного напитка предпочитают, когда они пьют его и сколько лет они наслаждались своим любимым напитком. Обзор впервые был выполнен в 1988 году, как часть двадцать девятого ежегодного «Евробарометра» и государственные служащие ЕС продолжают отслеживать все изменения в европейском поведении, включая потребление алкоголя.
Ведущие специалисты, следящие за барометром употребления алкоголя европейцами, начали с того исходного положения, что люди, живущие в средиземноморских странах, пили вино ежедневно и больше всего вина они выпивали во время еды. Эта предпосылка, поддержанная некоторыми предыдущими исследованиями, годилась, тем не менее, только для теплых стран, где вино — основной спиртной напиток, на холодном севере предпочитают пиво и его любят пить, стоя у стойки бара, а не сидя за обеденным столом.
Брюссельский обзор рассчитывал найти подтверждение нескольким широко распространенным гипотезам. Например, предполагалось, что пожилой человек начинает с возрастом предпочитать вино пиву. Утверждалось, что увеличение благосостояния — не единственная причина этого очевидного явления; возраст приносит относительную стабильность и вино как «правильный» спиртной напиток больше подходит образу поведения пожилого человека, чем пиво во время веселой вечеринки у стойки бара, хотя эта забава и может иногда случаться.
Еврократов не беспокоит политическая корректность и поэтому они смело показывают, что люди университетского уровня больше подвержены новым веяниям и в отношении своих подвалов, и в отношении своих кладовых, и больше подготовлены для того, чтобы заменить свой спиртной напиток.
Пьющие люди, не имеющие высшего образования, склонны продолжать употреблять тип спиртного напитка, традиционного для их класса, расы и окружения, принимая во внимание, что сосед имеющий отношение к университету, будет более предприимчивым.
Основной аргумент — что люди из более высоких социальных слоев, особенно если они образованы, но имеют относительно небольшую наличность, вероятно, чтобы показать свое культурное превосходство, экспериментируют (и заявляют, что вошли во вкус) со спиртными напитками из стран, которые до настоящего времени не были известны ни виноградниками или пивоваренными заводами. Их тайные вкусы характеризуют индивидуальность, они показывают, что эти люди могут больше предложить обществу (и званому обеду, на котором они являются гостями), чем золотая кредитная карточка от эксклюзивного банка. Было продемонстрировано, что, когда, однажды, новый спиртной напиток станет общепринятым в социальном слое и женщины, и мужчины, принадлежащие к этой социальной группе, одинаково имеют большой опыт по части приятия изменений и что в последствии модель выпивки женщины имеет тенденцию стать предпочтительнее мужской.
Полагают, что во всех странах вино обычно пьют с едой, в отличие от пива, но обзор показал, что вкусы в питии преодолевают старые территориальные границы: в северных странах местные жители пьют большее количество вина, так же много, как и пива. И в Средиземноморье пиво становится все более популярным, в то время как вино пьют меньше.
По большей части изменения не способствовали умеренности: новый спиртной напиток пьется скорее «наравне», чем «вместо». В тех областях, где пьют много вина, отмечалось некоторое сокращение его потребления, как компенсация за увеличение потребления пива. Это может быть хорошим показателем преобладающих общественных нравов. В более жарких южных странах пьянство культурно недопустимо, в то время как в России гостя, трезвого в конце вечера, могут посчитать довольно скучным и, вероятно, невоспитанным.
Ни пивовары, ни виноделы не должны расстраиваться. Продажи всех спиртных напитков растут, а различия в потреблении между одной частью Европы и другой все еще существенны. Изменения в потреблении крепких спиртных напитков гораздо меньше, чем те, которые затрагивают вино и пиво.
Сердце употребления пива — все еще северо-западная Европа: Дания, Германия, Нидерланды, Бельгия, Великобритания и Ирландия. В этих странах употребление пива все еще в значительной степени отделено от еды и, обычно, случается каждый день. Во многих частях этих стран огромные количества пива выпиваются по вечерам в пятницу и субботу и часто это продолжается во время ланча в воскресенье. Иногда и среди недели случаются подобные сессии, возможно совпадающие с состязанием по крикету или дартсу.
В северной Европе, и особенно, в Нидерландах, Англии и Ирландии, мужчины, уходящие на вечеринку и не предполагающие есть в течение собрания, предпочтут пиво.
Однако, несмотря на традиции потребления пива (которые поддерживаются и даже укрепляются), северные европейцы не отстают. За тридцать лет, прошедшие после 1960 года, употребление вина на душу населения удвоилось в Германии, утроилось в Бельгии и Ирландии и увеличилось в шесть раз в Дании и Великобритании.
Мы в Британии возвращаемся к нашим корням: археологические находки позволяют предположить, что в расцвете Римской империи британцы, жившие около устьев рек и поэтому имевшие доступ к поставкам из-за границы, пили вино с таким же усердием, как это делали в южной Европе.
Сырая болотистая сельская местность даже способствовала римским виноградникам в Айл-оф-Или, в Кембриджшире.
Медицинское исследование, выдвинувшее предположение, что красное вино для умеренно пьющих более полезно для здоровья, чем белое, — один из факторов, воодушевивших людей, употреблявших красное вино и смутивших тех, кто пил белое в Великобритании. Продажа красного вина в 1995 году увеличилась на 13 процентов, при этом продажа белого вина упала на 2 процента.
Исследователи ЕС обнаружили, что употребление вина в странах южной Европы продолжает прочно утверждаться: вино употребляется ежедневно и можно не опасаться, что ланч или обед, даже в очень спартанской гостинице, не будет сопровождаться кувшином вина. Во Франции, Италии, Греции, Испании и Португалии вино все еще рассматривается как важная часть еды и оно не будет дороже бутылки минеральной воды в Англии. Даже при том, что вино с едой все еще обычно в этих странах, употребление вина слегка уменьшилось с 1960 года. С другой стороны, употребление пива увеличивается, так же как и в Северной Европе; в абсолютном выражении — это увеличение такое же, как в обеих частях Европы, но в относительном — изменения в южной части Европы более значительны и различие в употреблении пива между этими двумя регионами уменьшается. Употребление пива в средиземноморских странах увеличилось в четыре раза за последние тридцать лет (кроме Франции, где употребление пива на душу населения было первоначально довольно большим).
Те, кто не одобряют алкоголь в принципе, склонны переоценивать количество трезвенников, в то время как те, кто хотел бы сохранить традиции употребления алкоголя, недооценивают количество тех, кто никогда не пьет. ЕС сообщил в своем обширном обзоре, что 10 процентов всех мужчин и 20 процентов женщин сказали, что они никогда не пили алкогольных напитков. То, что люди подразумевают под «пьянством», может быть трудно для интерпретации: если Грэнни выпивает половину стакана хереса в Рождество, чтобы быть более общительной, как бы она заполнила анкету?!
Наименьшее количество трезвенников было выявлено в Германии и Дании и, как ни удивительно, самый большой процент их был обнаружен в Португалии, Испании и Ирландии.
Существуют как общие различия у людей разного пола, так и различия в зависимости от страны. Бельгийские женщины — самые крепкие из северных пьющих женщин, в то время как греческие женщины пьют меньше, чем женщины в других южных странах Европы. И в Греции, и в Португалии разница между количеством непьющих мужчин и женщин была даже больше: в четыре раза больше греческих женщин, по сравнению с мужчинами, не пьют вообще, а в Португалии разница в три раза.
В Европе, в целом, 90 процентов всех мужчин выпивают время от времени; из них 86 процентов предпочитают вино. Кроме того, 87 процентов всех пьющих мужчин включают пиво в свой ассортимент; все эти цифры не дают, однако, достаточно точной картины, поскольку большая часть северных пьющих скорее выберет пиво, чем южные, если потребуют обстоятельства.
Для женщин цифры несколько другие: 80 процентов женщин пьют, но из них 91 процент пьет вино. Обзор показывал, что трудно быть категоричным в отношении женской модели выпивки: расовые различия очень небольшие и трудно выявить существенные различия даже между северными и средиземноморскими странами. Во многих культурах Европы употребление женщинами пива стало социально приемлемым только в последние пятьдесят лет. По мере того, как прогрессировала женская эмансипация, она принесла с собой образ женщины, счастливо напивающейся в баре рядом с мужчинами. Но даже в этом случае только 40 процентов пьющих женщин сказали, что они пьют пиво. Это нежелание употреблять пиво было особенно обычно в северных странах, где некоторые пожилые женщины все еще смущаются, выпивая кружку объемом в пинту, оттого, что выглядят при этом «своим парнем». Очень практичная причина отказа женщин пить пиво в прошлом заключалась в том, что оно обладает более сильным мочегонным эффектом, чем вино и женщина, пьющая пиво, стеснялась необходимости слишком часто посещать уборную — соображение, не волнующее более молодое поколение. Появление модной маленькой бутылочки пива с привлекательным ярлыком много сделало для того, чтобы сломать предубеждение женщин, пьющих пиво.
Соблазнительно приписать так называемый «французский парадокс» употреблению вина. Это теория, поддержанная статистикой, которая показывает, что, хотя французы курят больше, чем во многих других странах, замечательно спокойно относятся к употреблению жирной пищи и не славятся усердием в занятиях физическими упражнениями, они имеют тенденцию жить дольше.
Были сделаны попытки объяснить это исходя из того, что французская гериатрическая медицина (медицина пожилого возраста) меньше развита и поэтому свидетельства о смерти менее точны, чем еще где-либо в Западной Европе. Этот аргумент опровергнут исследованиями, которые показали, что не только фатальные сердечные приступы менее обычны в средиземноморских странах, но также и доказанная коронарная болезнь сердца у живых не создает так много проблем, как в северных станах Европы.
Последующее исследование показало, что это явление должно быть фактически отнесено за счет средиземноморского парадокса, поскольку очень большое исследование в Греции выявило такие же результаты. Мужчины в Греции пьют больше вина, чем женщины и во всех странах Средиземноморья мужчины пьют вино в полтора раза чаще, чем женщины. Диета из свежих фруктов, салатов, овощей, оливкового масла и особенно лука и чеснока в сочетании с вином, приводит к тому, что коронарные артерии относительно свободны от атером. Свежие, часто здесь же и выращенные, продукты, богаты антиоксидантами, типа витамина Е и каротиноидов, также как и вино, и усвоение этих, продлевающих жизнь химических веществ облегчается жирными сырами, составляющими важную часть диеты. Витамин С — также превосходный антиоксидант и оказывает особое влияние на болезни сердца у мужчин.
Если употребление вина — одна из причин относительной свободы южной Европы от сердечнососудистых заболеваний, то в Англии и Дании мужчины и женщины всячески стараются превзойти южных соседей. Хотя в большей части Европы употребление вина чаще свойственно пожилым людям, чем молодым, существует исключение: в Великобритании молодая женщина наверняка в два раза чаще будет употреблять вино во время еды, чем ее мать.
В других странах цифры не так впечатляющи и будет интересно увидеть в последующие годы, если это увеличение в употреблении вина окажет влияние на уменьшение распространенности коронарной болезни сердца у женщин, которые начинают все больше пить, как мужчины. Через несколько лет после начала менопаузы женщины начинают показывать увеличение частоты сердечнососудистых заболеваний, подобно таковому у мужчин — хотя по сведениям, накопленным в Англии и Америке, у женщин, употребляющих алкоголь в умеренных количествах, это сердечнососудистое ухудшение выражено меньше.
Увеличение употребления пива, которое было отмечено в южной Европе — по существу, привычка, усвоенная молодежью и может быть следствием расцветающей праздничной торговли и потребности северных европейцев иметь свое пиво даже по праздникам. Стиль выпивки молодых людей также был изучен подробно. Это исследование показало, что различные поколения имеют различные модели выпивки. Как можно было заключить, наблюдая за любителями текилы, опрокидывающими во время игры в кости стакан за стаканом и осушающими их одним глотком, более молодые люди имеют тенденцию выпивать большее количество алкоголя в более быстром темпе в течение вечера, чем старшее поколение, но они не выпивают так часто по вечерам в течение недели. Этот стиль выпивки укоренился в образе жизни молодежи северной Европы, особенно мужчин.
Это также относится к любителям пива в северной Европе: молодые люди пьют не так часто, как старшее поколение (кроме Нидерландов), но когда они приходят на вечеринку, они выпивают гораздо больше. Запой — злоупотребление алкоголем в течение какого-то периода — гораздо более опасен, чем умеренное, регулярное употребление алкоголя и увеличивает вероятность некоторых форм болезни сердца, которые могут привести к остановке сердца или к инсультам. Интересно, что исследование, проведенное в Швеции, показало, что запойные пьяницы, употребляющие вино, находятся в меньшей в опасности.
Обзор ЕС не оставляет сомнений в том, что модели выпивки меняются и что эти изменения отражают развитие общества вообще, влияние путешествий и всемирного телевидения. Однако, традиционные различия между северными и южными европейцами остаются, хотя, возможно, они уже и не такие четкие.
Кажется разумным предположить, что употребление вина продолжит завоевывать популярность в северной Европе и что это может со временем уменьшить распространение болезней сердца. Также вероятно, что особенности выпивки в южных районах, где алкоголь пьют во время еды, а не опершись о стойку бара, будут распространяться на те северные страны, где было традиционно пить на вечеринках. Это должно уменьшить число инсультов и фатальных сердечных аритмий. Тревожащие новости для северной Европы таковы, что, хотя в общем люди пьют меньше, чем их южные коллеги, они пьют еще слишком много. Проблема в том, что пьющие склонны не заменять один стиль выпивки другим, а чаще добавлять свои вновь открытые вкусы к уже существующим привычкам.
Для большинства людей умеренное употребление алкоголя скорее будет полезным, чем принесет вред их здоровью. Поскольку алкоголь опасен в избытке, его польза часто не замечается.
Определите свой предел, прежде чем вы начнете пить вечером.
Попытайтесь отслеживать, когда и что вы пьете. Старайтесь не пить на пустой желудок.
Лучше пить во время еды или, во всяком случае, с некоторым количеством пищи.
Закуски должны подаваться тогда, когда подаются спиртные напитки.
Помните о трудности измерения спиртного напитка, когда пьете дома и в одиночестве. Большинство из приготовленных дома джина и виски, по крайней мере, вдвое крепче, чем поданные владельцем местного бара (см. табл. на стр. 17).
Пейте медленно и разводите крепкие алкогольные напитки большим количеством хотя бы воды. Это может потрясти шотландцев, но поможет их здоровью.