Первое слово, а затем первую фразу ребенка с нетерпением ждут родители. Если ожидание затягивается, особенно на фоне того, что ровесники малыша уже начали говорить, – это вызывает беспокойство.

Чаще всего оно оправданно – врачи не скупятся с диагностированием задержки речевого развития. Современные дети в целом начинают говорить позже детей предыдущих поколений.

Причины замедления темпов освоения речи

Факторов, отодвигающих начало устной речи и тормозящих ее развитие, очень много. Невозможно выделить единый для всех детей с диагнозом ЗРР, у каждого свой набор.

К внутренним или биологическим причинам относят:

  • неблагоприятные обстоятельства в течение беременности, повлиявшие на плод – болезни матери, прием ею алкоголя, гипоксия плода;
  • появление на свет ребенка раньше срока, осложнения и травмы при родах – повреждения головного мозга, позвоночника в районе шеи;
  • врожденные заболевания, затрагивающие головной мозг, нарушение слуха;
  • тяжело перенесенные болезни, травмы черепа и головного мозга ребенка до 3 лет;
  • недоразвитость или особенности строения речевого аппарата.

К внешним или социальным причинам относят:

  • ошибки в воспитании – излишняя опека, давление на ребенка, скудность речевых контактов и занятий, жестокое обращение;
  • сильная травма психики, частые стрессы у ребенка;
  • нехороший климат в доме – конфликты членов семьи, алкоголизм, наркомания, психические отклонения у родителей;
  • двуязычие в домашней обстановке.

Диагностика наличия задержки речевого развития

Подозрение о речевых нарушениях чаще всего возникает у родителей 1-3-летних детей. Информация об этапах и сроках развития речи позволяет определить запаздывание на какой-либо ступени.

Диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР) может быть поставлен невропатологом уже с 2 лет. Врач выдаст назначения по обследованию ребенка для выяснения причин, в том числе у логопеда-дефектолога, психолога, отоларинголога, а также программу лечения и занятий.

Диагноз констатирует отставание развития устной речи от нормы вследствие нарушений работы отдельных участков головного мозга. Нередко ЗРР идет в комплексе с задержкой психомоторного развития.

Симптомы задержки развития речи

Признаками ЗРР считается сильное отклонение от сроков прохождения того или иного речевого этапа. Следует обратиться к невропатологу, если:

  • после 1 года у малыша нет реакции на речь взрослых и окружающие шумы, он молчалив, помимо плача;
  • после 1,5 лет отсутствуют попытки произносить короткие слова и слоги, ребенок не понимает несложные просьбы, не отзывается на имя;
  • в возрасте 2 лет малыш имеет маленький словарный запас, в основном использует жесты и мимику;
  • в 2,5 года не может составить легкую фразу из 2-3 слов, не выполняет просьбы из 2 действий;
  • к 3 годам у ребенка нет четкой связной речи, он не задает вопросы.

Недостаточным для детей считается активный словарь в 1,5 года менее 10 слов, в 2 – менее 50, в 2,5 – менее 200, в 3 – менее 500.

Способы лечения задержки речевого развития

Перечень дальнейших мероприятий при постановке диагноза ЗРР подбирает невропатолог, обследовавший ребенка. Он индивидуален и зависит от тяжести поражения мозга, степени задержки и других факторов.

Как правило, назначается комплексная коррекция, включающая занятия с родителями и специалистами, курсы лекарственных препаратов, разные процедуры в медицинских центрах. По ситуации врач может рекомендовать пересмотр режима и состава питания ребенка, устранение некоторых причин, мешающих речи, для более эффективного лечения.

Упражнения и игры для стимуляции речи

Главная роль в процессе коррекции ЗРР отводится родителям и другим членам семьи. Они ежедневно проводят вместе время с ребенком, часть которого следует теперь уделять полезным играм и упражнениям.

Для ускорения старта устной речи рекомендуется часто разговаривать с малышом. Понятным языком необходимо рассказывать ему об окружающих предметах и событиях, озвучивать действия, описывать иллюстрации в книгах. Также важно ввести в обиход детские стихи и песни: ритмичные днем, колыбельные на ночь.

Полезны занятия для мелкой моторики: собирание конструктора, мозаики, пазлов, рисование, лепка из глины или пластилина. Много тактильных ощущений дают пальчиковые игры, перебирание разных круп, копание в песке.

В занятия следует вставлять игры, развивающие зрительное и слуховое восприятие, внимание (лото, домино и прочие).

Если малыш повторяет действия взрослого, нужно ежедневно выполнять с ним артикуляционные упражнения. Они укрепляют речевой аппарат. С этой же целью можно дуть в трубочку, свисток, на пламя свечи.

Положительное действие оказывает лечебная физкультура, подвижные игры, плавание, массаж (особенно головы, шеи, кистей рук).

Занятия со специалистами, коррекционные процедуры

Ребенку с задержкой речевого развития показаны занятия с логопедом-дефектологом 2 раза в неделю. Он специализируется на улучшении памяти, мышления, моторики, восприятия с 2 лет, а позднее – на обучении верному произношению звуков, связной речи.

Некоторым детям нужны сеансы нейропсихологии.

Медицинские центры предлагают проведение при ЗРР разных процедур, благоприятно действующих на мозг. Направление на них дает невропатолог. К таким процедурам относятся, например:

  • микротоковая рефлексотерапия;
  • иглоукалывание;
  • магнитотерапия;
  • транскраниальная микрополяризация.

Лекарственная терапия

В комплексное лечение задержек развития невропатологи практически всегда включают медикаменты. Без назначения лечащего врача давать их нельзя, как и менять дозировку.

Принято выписывать ноотропы, активизирующие в нервной ткани процессы обмена. Препараты Кортексин, Церебролизин, Пирацетам (Ноотропил), Винпоцетин (Кавинтон), Энцефабол, Циннаризин (Стугерон), Актовегин, Нейромультивит, Фенибут, Пантогам, Когитум при ЗРР назначаются чаще всего.

По поводу лекарственных средств есть противоположные точки зрения и отзывы. Не каждому ребенку может подойти определенный препарат, не всегда после курса есть положительный эффект. И, конечно, без регулярных занятий прием лекарств не поможет.

Перспективы и скорость лечения ЗРР

Чем раньше будет поставлен диагноз и начата коррекционная работа, тем больше шансов, что к 1 классу школы уровень развития речи будет в пределах нормы, особенно если отставание небольшое.

В самые важные годы для становления речи – 2-4 года – следует ежегодно консультироваться с логопедом и невропатологом. Малышам с речевыми проблемами показан коррекционный детский сад.

Надеяться на быстрое излечение ошибочно. Чаще всего прогресс – это результат долгой и регулярной работы родителей и ребенка.

Задержка речевого развития в запущенном состоянии тянет за собой задержку психического развития, сложности в усвоении учебного материала и общении со сверстниками. Поэтому не нужно ждать, когда «само наладится», нужно действовать и помогать.