Нередко в дошкольном возрасте у ребенка возникают проблемы речевого характера. У него нарушено звукопроизношения, а речь — малопонятная для окружающих. Некоторые родители считают, что эти проблемы пройдут самостоятельно. Однако лучше обратиться за помощью к специалисту — детскому логопеду-дефектологу.

Признаки речевых нарушений

Иногда для коррекции достаточно самостоятельных занятий с ребенком дома. Но есть речевые дефекты, преодолеть которые можно только с помощью специалиста. Логопед проведет диагностику, чтобы установить причины нарушений и составит план занятий с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

На прием к детскому логопеду-дефектологу стоит записаться, если:

  • у малыша нарушено произношение более одной группы звуков (например, свистящие и шипящие);
  • нарушена слоговая структура — пропускает слоги или, наоборот, добавляет их, меняет местами;
  • если фразовая речь отсутствует, а для общения использует преимущественно мимику и жесты;
  • плохо понимает речь окружающих;
  • темп речи ускоренный или замедленный;
  • плохая дикция — ребенок «проглатывает» слова, не заканчивает свои предложения.

Если у малыша имеются все вышеперечисленные признаки или большая часть из них, то посещение логопеда — обязательно. Если вовремя не начать коррекционную работу, то у ребенка возникнут затруднения в дальнейшем обучении, в том числе, в освоении навыков чтения и письма.

Чаще всего родители замечают отставание в речевом развитии у малыша в возрасте 3-х лет. Однако, если к 2 годам он не говорит фразами, то стоит обратиться к детскому логопеду. Потому что чем раньше начать коррекцию, тем быстрее получится справиться с недоразвитием речи.

Из-за несвязной речи малыша с трудом понимают взрослые и дети. Это приводит к трудностям в социализации, у ребенка возникает логофобия — боязнь говорить и публично выступать. Поэтому, чтобы таких трудностей не возникло стоит записаться на консультацию к логопеду и, в случае необходимости, посещать его занятия.

Причины несвязной речи

Во время диагностики логопед устанавливает причины появления речевых нарушений. Потому что их устранение — одна из составляющих коррекционной работы. Причинами могут быть:

  • воздействие неблагоприятных факторов на плод во время беременности (травмы живота, вредные привычки матери, неблагоприятная экологическая обстановка);
  • родовые травмы;
  • вирусные заболевания, перенесенные на первом году жизни;
  • неблагоприятная речевая среда — родители мало общаются с ребенком, имеют дефекты речи, коверкают слова (сюсюканье).

Первые три причины требуют комплексного лечения, поэтому логопед может направить на дополнительную консультацию к другим специалистам (нейропсихологу, дефектологу и др.). Если проблема в речевой среде, тогда логопед попросит родителей также посещать занятия и следить за своей речью. Дети часто подражают взрослым, поэтому могут специально неправильно произносить звуки или слова, что также приведет к появлению дефекта.

Рекомендации по коррекции несвязной речи

Коррекционная работа не ограничивается логопедическими занятиями. Родители также должны заниматься с ребенком в домашних условиях, чтобы повысить эффективность работы.

  1. 1. Выполнять артикуляционную гимнастику каждый день 5 минут.
  2. 2. Следить за четкостью проговаривания всех звуков в слове.
  3. 3. Пропевание гласных звуков для формирования речевого дыхания и силы голоса.
  4. 4. Повторение чистоговорок и скороговорок.
  5. 5. Заучивание коротких стихотворений.

Логопед-дефектолог после каждого занятия беседует с родителями, рассказывает о достижениях ребенка и дает домашние задания, которые нужно выполнять обязательно. Специалист исправляет не только звукопроизношение, но и дикцию и темп речи, чтобы ее понимали окружающие. Работа осуществляется комплексно и задания направлены на отработку определенного звука.

Важно, чтобы родители следили за качеством речи своего ребенка и поправляли, если он говорит неправильно или непонятно. Взрослые также сами должны говорить четко, показывая малышу правильный образец.

Воспользоваться услугами детского логопеда-дефектолога можно в «Альтера Вита». Квалифицированный специалист проведет первичную диагностику, установит причину нарушений и составит план коррекционной работы с учетом индивидуальных особенностей ребенка.