Как выбрать игрушку для ребенка. Что нужно самому ребенку


На рождение моей дочке подарили мягкую игрушку почти с меня ростом. Мы уже окончили первый класс, а огромного пушистика до сих пор опасливо обходим стороной. Племяннику по случаю появления на свет достался велосипед. Двухколесный. Соседскому малышу — говорящий на английском робот-трансформер…

Безумию вроде бы взрослых и здравомыслящих людей по поводу одаривания новорожденных членов человеческого общества поистине нет границ. Давайте разберемся как выбрать игрушку для ребенка?

Кто-то приобретает по принципу «все самое дорогое — лучшее», кто-то «на вырост». Кто-то осуществляет свои детские нереализованные мечты. А что на самом деле нужно самому ребенку?


— AD —

Первая школа

Забавно наблюдать за играющими малышами, будь то ребенок или котенок. Один играет в дочки-матери и учится строить семью, другой забавляется с бумажным бантиком, отрабатывая приемы охоты. Игра это школа жизни. И чтобы знания в ней пошли впрок, а ученики не заскучали, к выбору игр и игрушек нужно подойти с точки зрения возрастной физиологии. А главная роль как в знакомстве с миром вообще и с познавательным элементом — игрушкой, в частности, отводится, конечно, родителям.

Первое полугодие жизни ребенка задача родителей поддерживать в малыше активное бодрствование — стимулировать деятельные движения, интерес к игрушке, желание ее коснуться, захватить, ощупать, рассмотреть. Не менее важно стимулировать мышление — развитие зрительного и слухового сосредоточений, установку связей между ними.

В первые месяц-два новорожденный малыш играть самостоятельно не в состоянии. На него наваливается такой объем информации — огромный мир и новые ощущения, нужно учиться есть, смотреть, слушать, чтобы впоследствии сопоставлять, сравнивать, анализировать. Рекомендуемые игрушки: простые и комплексные погремушки, мелодичные колокольчики, звучащие манжетки и носочки.

Эти предметы перед малышом демонстрирует взрослый, стимулируя ответную эмоциональную и двигательную реакцию. Стоит отметить, что все реакции малыша находятся еще только в стадии становления, так цветное зрение новорожденного пока двухцветное, он хорошо различает пока только черно-белые и красные картинки, поэтому пестрое разнообразие одежды и игрушек в этот период радует пока только родителей.

К концу второго месяца, на протяжении третьего ребенка можно начинать учить манипуляции с игрушкой. Пробуйте вложить в руку малыша погремушку с тонкой ручкой (из опыта: удобные погремушки встречаются о-о-очень редко), пусть трогает, щупает, изучает. Теперь уместно использовать подвески над кроваткой (воблеры, мобили), игровые планшеты на стенках кроватки, стимулирующие развитие взгляда. Зрение малыша пока дальнозоркое, поэтому зеркальца на игрушках и игровых планшетах (из фольги) как правило увеличивают изображение. А к любимым погремушкам можно добавить наборные кольца с предметами разной формы, фактуры.

Звучащие игрушки пока доверять в самостоятельное пользование не стоит — ребенок может испугаться, а вот стимулировать слух разными звуками игрой со взрослыми очень поощряется.
На четвергом месяце малыш сам должен тянуться к игрушке, пытаться взять ее в руки, к пятому -изучать не только пальчиками, но и губами, языком, деснами. С этого возраста игрушки можно увеличивать в размерах, например, крупные неваляшки. К этому моменту ребенок уже дифференцирует основные формы предметов, различает яркие цвета, поэтому актуальность приобретают погремушки с прозрачными стенками и цветными наполнителями, с подвижными деталями, кольца с подвесками уже более сложной формы.

К шести месяцам манипуляции с игрушкой у малыша носят сложный характер он трясет, сжимает, щупает игрушку, облизывает, покусываю, мнет... В арсенале игрушек к этому времени могут появиться резиновые пищащие фигурки, мягкие игрушки (безворсовые, из натуральных тканей) с наполнителями из круп или шариков. Дальновидные родители могут начать приобретать первые формочки, деревянные пазлы и т.д.

Hand made и made in China

Давно растворился в прошлом Советский Союз со своим ДетИгрушПромом. Канули в лету фиолетовые мартышки, зеленые поросята и другие крокозеболы. А жаль. Потому что вместе с убогой эстетикой ушел и строжайший контроль качества продукции для самых важных людей на свете.

На смену дефициту пришло изобилие. Дешевые игрушки азиатского происхождения заполонили прилавки магазинов. Альтернатива — качественная продукция известных фирм-производителей с мировым именем не каждой семье по карману. Но это не повод разводить с сожалением руки. Заботливые родители, применив толику смекалки, могут собственными руками создать уникальные детские тренажеры и стимуляторы умственного и физического чадоразвития. Пластмассовые баночки с наполнителями разных круп звучат по разному, тканевые мешочки с тем же содержимым развивают тактильные ощущения.

Лоскутки тканей разных фактур, ленточки, колокольчики от рыбной ловли, бусы из крупных пуговиц или крышек от пластиковых бутылок… А если все это еще подвесить на трубы развивающего тренажера (гимнастический обруч, разрезанный пополам и обшитый тканью), закрепленного на коврике в стиле печворк, сделанного заботливыми руками любящей бабушки… Границы фантазии устанавливаете вы сами.

В качестве требований к первым игрушкам стоит напомнить санитарно-гигиенические нормы. Игрушки должны быть изготовлены из легко моющегося (стирающегося) материала, не линять. Материал должен быть прочный, форма удобная и эргономичная для возраста малыша. В игрушках не должно быть снимающихся мелких деталей, острых режущих углов.
Поэтому, отмечают врачи, мягкие игрушки-пылесборники с приклеенными глазами-бусинами одни из нежелательных игрушечных друзей. Если вы так мечтаете подарить ребенку (до 3-5 лет) именно мягкую игрушку, ее мех должен быть коротким, а все детали (глаза рот и т.д.) — вышиты.

Также, вопреки устоявшемуся мнению психологи не рекомендуют малышам игрушки больших размеров, превышающих рост ребенка они могут испугать малыша. Также спор у педагогов вызывают и пестрые многофункциональные игровые развивающие центры — вместо планомерного обучения они утомляют психику малыша вызывают нервозность, интерес к ним зачастую кратковремен.

А напоследок, все же совет из опыта: в стремлении создать своему малышу игрушечный рай не переусердствуйте. Никакие дорогостоящие мобили, куклы и машины не заменят ребенку простого общения. Милый разговор, эмоции и мимика, тактильный контакт куда важнее для познающего мир малыша. Играйте со своим ребенком. Это не смешно, уважаемые деловые и занятые родители, это естественно.