наука о развитии зародыша. Предметом изучения Э. является зародышевое, или эмбриональное, развитие, к-рое включает период от момента оплодотворения (зачатия), когда происходит слияние мужской половой клетки (сперматозоида) с женской половой клеткой (яйцеклеткой), до завершения процессов формирования органов (органогенеза). В акушерстве с 9-й нед. развития эмбрион называется плодом, поэтому период с 9-й нед. внутриутробного развития до родов называется плодным.
Слияние мужской и женской половых клеток происходит в маточной трубе (яйцеводе). Оплодотворенная яйцеклетка перемещается по трубе к матке, примерно через неделю попадает в матку, слизистая оболочка к-рой подготовлена к принятию зародыша (эмбриона). Зародыш внедряется в стенку матки, где и происходит его дальнейшее развитие.
В Э. различают несколько этапов развития зародыша: дробление яйца, образование зародышевых листков, обособление основных зачатков органов и тканей и их развитие (см. Человек). Э. изучает все этапы внутриутробного' развития, она исследует изменение строения тканей, становление функций и отклонения от нормального развития зародыша. Благодаря успехам Э. получило объяснение происхождение различных аномалий и врожденных пороков развития. Установлено, что зародыш обладает повышенной чувствительностью к повреждающим воздействиям, в результате чего возникают стойкие нарушения в формировании органов или частей тела. В развитии зародыша имеются так наз. критические периоды, когда он особенно чувствителен к различного рода воздействиям; для каждого органа, в свою очередь, существуют свои критические периоды, т. е. моменты высшей напряженности совершающихся в нем обменных процессов. Критич. периоды развития главных органов у человека соответствуют 3—7 нед. внутриутробного развития (см. Беременность). Различного рода, воздействия могут обусловить один и тот же вид порока развития — эмбриопатии. Формирование вида порока зави- сит преимущественно от времени воздействия вредящего агента и длительности воздействия. Для профилактики эмбриопатии особенно важно оградить беременную женщину от неблагоприятных воздействий. В этом отношении особенно важно как можно более раннее обращение беременной женщины в женскую консультацию.
Слияние мужской и женской половых клеток происходит в маточной трубе (яйцеводе). Оплодотворенная яйцеклетка перемещается по трубе к матке, примерно через неделю попадает в матку, слизистая оболочка к-рой подготовлена к принятию зародыша (эмбриона). Зародыш внедряется в стенку матки, где и происходит его дальнейшее развитие.
В Э. различают несколько этапов развития зародыша: дробление яйца, образование зародышевых листков, обособление основных зачатков органов и тканей и их развитие (см. Человек). Э. изучает все этапы внутриутробного' развития, она исследует изменение строения тканей, становление функций и отклонения от нормального развития зародыша. Благодаря успехам Э. получило объяснение происхождение различных аномалий и врожденных пороков развития. Установлено, что зародыш обладает повышенной чувствительностью к повреждающим воздействиям, в результате чего возникают стойкие нарушения в формировании органов или частей тела. В развитии зародыша имеются так наз. критические периоды, когда он особенно чувствителен к различного рода воздействиям; для каждого органа, в свою очередь, существуют свои критические периоды, т. е. моменты высшей напряженности совершающихся в нем обменных процессов. Критич. периоды развития главных органов у человека соответствуют 3—7 нед. внутриутробного развития (см. Беременность). Различного рода, воздействия могут обусловить один и тот же вид порока развития — эмбриопатии. Формирование вида порока зави- сит преимущественно от времени воздействия вредящего агента и длительности воздействия. Для профилактики эмбриопатии особенно важно оградить беременную женщину от неблагоприятных воздействий. В этом отношении особенно важно как можно более раннее обращение беременной женщины в женскую консультацию.