Первое занятие

Далее я буду частично цитировать запись этого занятия, пропуская наиболее личную информацию. Курсивом в скобках даны мои комментарии.

ПТ.: (Психотерапевт). Как Вы определяете для себя свою проблему, к каким результатам хотите прийти в ходе наших занятий?

К.: (Клиент). Я хочу, чтобы мой дом был открытым домом.

ПТ.: Как Вы представляю себе открытый дом?

К.: Открытый дом – это такой дом, куда мои знакомые могут прийти в любой момент.

ПТ.: Вы действительно хотите жить в таком доме, в котором может быть ни минуты покоя?

К.: Ой, нет, ни в коем случае!

ПТ.: А что же Вы хотите на самом деле?

К.: Тогда я хочу условно-открытый дом.

ПТ.: Что это такое?

К.: Это дом, который бывает открыт в строго определенное время и закрыт в остальное время.

ПТ.: Почему Вы хотите именно такой дом? Что Вам даст обладание таким домом?

К.: Мне это даст ощущение полноты жизни, потому что сейчас я чувствую себя закрытой наглухо в своей квартире.

ПТ.: А может что-нибудь еще дать это ощущение полноты жизни?

К.: Да, например, когда я хожу в театр или попадаю на природу. Однако после таких выходов я гораздо острее чувствую закрытость своего дома.

ПТ.: А что в таких походах наиболее остро дает почувствовать это ощущение полноты жизни?

К.: Пожалуй, ощущение сопричастности к человеческой культуре и окружающей природе.

ПТ.: А как часто нужно устраивать такие походы, чтобы было не слишком много и не слишком мало?

К.: Мне трудно ответить на этот вопрос, так как у меня нет достаточного опыта. Думаю, что пока для меня было бы достаточно 1–2 раза в месяц.

ПТ.: Вы сказали, что после выходов «в свет» Вы гораздо острее чувствуете закрытость своего дома. Что наиболее сильно бросается Вам в глаза после возвращения домой?

К.: Запущенность и неухоженность дома, кажется, что это нежилое помещение.

ПТ.: А каким Вы хотите видеть свой дом?

К.: Я хочу, чтобы у меня был уютный, красивый, добрый, ласковый, волшебный дом.

ПТ.: Расскажите, пожалуйста, волшебный дом – это какой дом?

К.: Волшебный дом – это такой дом, который помогает людям проявлять свои лучшие стороны, становиться сильнее и добрее.

ПТ.: А что такое ласковый дом?

К.: Это такой дом… Он как добрый друг, рядом с ним радостно, спокойно и приятно. И вообще – очень хочется жить и делать что-то хорошее.

ПТ.: А теперь представьте себе, что Вы уже живете в таком доме. Расскажите, какой образ жизни Вы теперь ведете?


— AD —

• • •

К.: Мне живется легко и радостно, я успеваю многое сделать для себя и своего дома.

ПТ.: Очень хорошо, а теперь назовите, пожалуйста, какими чертами характера обладаете Вы – та, которая живет в таком доме и ведет такой образ жизни. Опишите, какая Вы в Вашем представлении?

К.: Я – спокойная, уверенная в себе и своем будущем, скрыто-энергичная, как кошка, которая может лениво нежиться на солнце – и мгновенно собраться и атаковать, если почувствует в этом необходимость. Я могу активно радоваться и активно сердиться, негодовать. Я получаю удовольствие от каждого момента своей жизни. Я живая и веселая.

ПТ.: А теперь скажите, пожалуйста, какими чертами характера из перечисленных Вы уже обладаете?

К.: Ну, я совсем не такая.

ПТ.: Не может быть, потому что иначе Вы не смогли бы нарисовать такую картину.

К.: Ну, пожалуй, я достаточно часто бываю спокойная. И еще у меня хорошо получается лениво нежиться. А иногда получается радоваться жизни.

ПТ.: А теперь назовите, пожалуйста, те черты характера, которыми Вы пока еще, по Вашему мнению, не обладаете, но хотите обладать.

К.: Мне не хватает уверенности в себе и своем будущем, не хватает энергичности. Я не позволяю себе проявлять отрицательные эмоции, я боюсь показаться плохой.

ПТ.: А Вы хотите научиться быть такой, какой Вы видели себя в своем воображении?

К.: Я не знаю, возможно ли это.

ПТ.: Предположим, что Вы точно знаете, что это возможно, тогда хотели бы Вы?

К.: Тогда – да.

ПТ.: И Вы готовы приложить некоторые усилия для того, чтобы достичь этого?

К.: Да, пожалуй. (Звучит не слишком уверенно).

ПТ.: Теперь я расскажу Вам в общих чертах, как будет строиться наша дальнейшая работа, потом мы еще немного поговорим, а затем я дам Вам домашнее задание.

Итак, мы с Вами будем заниматься внешне очень несерьезными вещами: играть, рисовать, лепить – и все это, каким бы странным это ни показалось, приблизит нас к тому воображаемому образу, о котором мы с Вами сегодня уже немного поговорили.

Сегодня мы еще успеем сделать вот что: расскажите, пожалуйста, о Доме своего детства, что Вам в нем нравилось в детстве, что нравится теперь, уже исходя из взрослых позиций, а что ужасно не нравилось и не нравится теперь.

К.: Из того, что нравилось и что я часто вспоминаю с некоторой тоской, – это наши летние путешествия. Особенно когда мы путешествовали всей семьей на машине. (Далее идет очень личная информация, суть которой сводится к приятным воспоминаниям о совместных с родителями занятиях спортом).

• • •

Это, пожалуй, самые яркие детские воспоминания.

А из того, что не нравится – почему-то сразу же думается, что многое не нравится, и моментально портится настроение.

Прежде всего, не нравится то, что мне не давали возможности спокойно, бесконтрольно побыть одной.

Не нравится, что все всегда решали за меня.

А с теперешних, взрослых позиций мне еще не нравится то, что родители постоянно были озабочены какими-то проблемами. Вся их жизнь была борьбой с этими проблемами. Быть беззаботным с их точки зрения было неправильно, несерьезно, вообще вредно.

ПТ.: Все, что Вы рассказали, очень интересно и может помочь нам в нашей работе. Может быть, Вы вспомните что-нибудь еще?

К.: Да, мне сейчас еще пришло в голову, что родители вечно заставляли меня наводить порядок, причем делали это в приказном порядке, почему-то захотелось сказать «грубо», хотя внешне это было не грубо, но грубо по отношению ко мне как к личности. И в результате свою работу по уборке комнаты я воспринимала как насилие.

И очень долго у меня не было ни малейшей потребности делать какую-либо уборку. (Пауза).

ПТ.: Ну, что ж, я думаю, что на этом мы сегодня можем остановиться. Теперь еще немного поговорим о домашнем задании. Оно может показаться Вам странным или невыполнимым, но так кажется только на первый взгляд, на самом деле оно выполняется легко и даже доставляет удовольствие.

Вот Вам фотоаппарат, в нем пленка на 12 кадров. У Вас может получиться на 1–2 кадра больше. Ваше задание заключается вот в чем: Вы через одну делаете фотографии в своей комнате – сначала то, что Вам больше всего нравится в Вашем доме, затем Вы фотографируете то, что Вам больше всего не нравится, потом опять следующее из того, что нравится – и из того, что не нравится, и так до конца пленки. Затем проявляете, печатаете – и приносите фотографии на занятие. Формат 10 ? 15.

Комментарии и выводы

Несмотря на то, что на этом занятии не были задействованы арт-терапевтические методики в «чистом» виде, профессиональные и личные качества моей клиентки дали нам возможность попасть из мира конкретной реальности в мир образов и метафор. Вот какие моменты привлекли мое внимание:

1. Когда речь зашла о театрах и природе, она сказала, что у нее возникает ощущение сопричастности к природе и человеческой культуре. Во-первых, я сама почувствовала нечто похожее, когда она об этом рассказывала; во-вторых, это высказывание тесно связано с положениями экоэстетики.

2. Когда она описывала свой дом как нежилое помещение, у меня в голове возникло слово «нежить», и когда я к этому вернулась после занятия, я подумала, что в этом ощущении отсутствия жизни, может быть, и кроется один из искомых ответов. Любопытно, что позднее на этом же занятии, описывая себя в будущем, она сказала, что будет «живой».

3. Использованное клиенткой понятие «волшебный дом», на мой взгляд, доказывает существование неосознаваемого представления об архетипической сущности Дома, в котором «и стены лечат».

4. Данное клиенткой определение «ласкового дома» дает, как я считаю, выходы в две очень важные области: в область активного труда и творчества («хочется жить и делать что-то хорошее»). По сути дела, «моделированием» этих процессов мы и будем заниматься на следующих занятиях.

5. Привлекает внимание представление клиентки о себе в будущем как об «уверенной в себе и своем будущем». Любопытно, что, согласно пирамиде Маслоу, это уровень потребности в безопасности, т.е. тот самый уровень, который, как уже отмечалось выше, ассоциируется с образом Дома.

6. Еще один интересный момент: воспоминания о родительском доме у клиентки связаны не с домом как таковым, а с обыденной жизнью семьи в целом.

7. Воспоминание об уборке как насилии: явный негативный паттерн, который требует внимания и дальнейшей работы.

Похожие книги из библиотеки