Медикаментозная профилактика

В принципе, современная кардиология уже не раздает советов назначать статины еще в молодости, по прохождении 25-летнего порога. Но помним: это изменение было принято официально лишь в 2007 году А до 2007 года кардиологам всего мира прямым текстом предписывалось раздавать такие рекомендации, что называется, направо и налево. Поэтому врач, который следит за новейшими разработками в своей области знания, нам такого не предложит. Но если бы все врачи так уж интересовались, что появилось в мире после их выпуска из института!..

Допустим, если нам меньше 30 лет, мы в отличной форме и не страдаем избытком лишнего веса, едва ли врач станет нам рекомендовать что-либо, кроме «продолжайте в том же духе». Но, к сожалению, устойчивое снижение популярности мускулистой фигуры (она уступила место аскетической худобе) сейчас сделало свое дело и по отношению к молодежи – не только к людям старше 40. Теперь единственным средством регулирования веса у обоих полов стали ограничения рациона – диеты. Представления современных дам о красоте не заходят дальше подтянутых ног и ягодиц, а кавалеры, в лучшем случае, бывают слегка обеспокоены отсутствием у себя бицепса и трицепса руки.

Впрочем, среди молодежи нынче стремительно распространяется не только отсутствие физического развития, но и ожирение. Секрет взаимосвязи между одним и другим не так уж сложен. Хотя внешне это и впрямь выглядит странным: все больше молодых людей толстеет – и как раз когда идеал красоты предстает скелетным костяком, одинаково лишенным как мышечной, так и жировой ткани. На самом же деле ничего удивительного: когда мы развиваем мышцы, они растут – каждая клетка делится, порождая не одну, а несколько новых. Это называется гиперкомпенсацией — явлением ускоренного роста мышц в ответ на нагрузки. Когда мы «садимся» на диету, чтобы похудеть, голодный организм первыми начинает расщеплять отнюдь не запасы целлюлита, а именно мышцы. Ведь как при распаде белка, так и при распаде жира выделяется некая толика глюкозы. Только сахар из мышц извлечь значительно проще, чем из жировых «депо».

Итак, мышцы уменьшаются в размере, постепенно «тает» и жир, худеющий заканчивает диету и впрямь в более стройном виде, чем было. После диеты он начинает питаться, как питался до ее начала. То есть даже если ему удается избежать характерного «срыва», питательная ценность его рациона увеличивается. Буквально напуганный минувшей «голодовкой» организм начинает восстанавливать и расширять жировые запасы с удвоенной скоростью. Так действует нормальный для головного мозга механизм предусмотрительности. Нередко он спасает жизнь всего тела – потому срабатывает он всегда, обмануть его почти невозможно, и «отключать» его, право, не стоит.

Так вот, мы понимаем, что происходит в момент возвращения от диеты к нормальному рациону, не так ли? Мышц у нас стало меньше, а жировых масс гарантированно станет больше. Додумаем сами: какие ткани займут место съеденных при диете мышц, если мы не пойдем восстанавливать их объем в спортзале?.. Верно, это однозначно будет жир. А если так, то чего же мы ожидали от одних диет? Разумеется, они и формируют ожирение – даже там, где его не должно было быть. Формируют, несмотря на то, что и между «голодовками» индивид старается быть воздержанным в еде. От наших усилий сдерживаться, в том числе в промежутках, это уже никак не зависит.

Но вернемся к вопросу медикаментов, начатых в возрасте, когда атеросклероз у нас уже есть, но еще и близко не развит настолько, чтобы вызывать проблемы с сердцем. Несмотря ни на какие соображения, врач при виде молодого человека с одышкой, без единой мышцы под солидными жировыми складками, разумеется, посоветует ему спортзал. Но еще он посоветует ему диету и статины – одни из наиболее эффективных противохолестериновых средств. Просто потому, что по пациенту заранее видно: он проигнорирует и рекомендацию касательно спортзала, и тем более рекомендацию отменить все жирное, жареное, пряное – словом, все самое вкусное…

Разве такой посетитель врачебного кабинета не знает, что толст? Разве он не в курсе, как с этим бороться? Разве не понимает, чем, как и когда ему вредит лишний вес и слабое физическое развитие? Разумеется, все это ему прекрасно известно и без врачебного мнения. И раз он все же пришел к специалисту, значит, он ждет от него другого назначения. В частности, каких угодно «волшебных пилюль», которые помогут ему решить все проблемы без малейших усилий с его стороны. Очевидные, но требующие некоторых усилий решения пациент с таким положением дел явно сам не примет. А кардиолог – не воспитатель детского сада и не школьный учитель, чтобы заниматься педагогикой вместо консультирования. Оттого он даст такой совет, который подскажет ему врачебный долг – долг, который в данном случае никак иначе ему не исполнить…

Мы только что описали типичный случай – одну из ситуаций, в которой терапевтические средства можно перепутать с профилактическими. Причем не только нам, но и врачу. Медицинская этика оправдывает такие поступки со стороны врача. А что до нас, то, как всегда, в последствиях нам и следует винить только себя. Врач здесь ни при чем, ведь это мы купили первую в жизни упаковку таблеток. Купили, хотя прекрасно понимали разницу между ними и собственно профилактическими мерами, которые нам следовало предпринять.

Подробнее о препаратах для лечения атеросклероза мы расскажем ниже, при обсуждении вопроса восстановления после инсульта. А сейчас нам важно запомнить по их поводу следующее:

• средства, предназначенные для лечения атеросклероза и его последствий, обладают различным действием и могут дать несколько разнящиеся по сути результаты. Оттого нам точно будет из чего выбрать;

• тем не менее из четырех типов препаратов доказанной способностью вызывать рак обладают три – статины, фибраты и секвестранты желчных кислот;

• эти же три типа приводят к желчнокаменной болезни почти в 100 % случаев;

• все четыре типа препаратов вызывают устойчивые нарушения со стороны пищеварительной системы. В процессе их приема это происходит в 100 % случаев. А число сформированных хронических патологий ЖКТ (то есть заболеваний, остающихся и по окончании курса) разнится. Оно зависит от индивидуальных особенностей развития ЖКТ у каждого отдельного пациента и глубины осложнений, полученных в период лечения. То есть давать долговременные прогнозы здесь следует по каждому конкретному случаю. А общая статистика по действию препаратов того или иного ряда в данном аспекте может грешить неточностями;

• кроме того, один из этих типов (статины) вызывает цирроз печени более чем в 80 % случаев, мышечные боли – в 95–97 % случаев;

• целый ряд статинов последнего поколения способен вызывать психические расстройства и отторжение мышечных тканей в дозировках, которые изначально считались терапевтическими, но были снижены по итогам летальных осложнений. Это ловастатин, симвастатин и др.

По-видимому, совершенно очевидно, что препаратами с таким высоким процентом и степенью опасности вызываемых осложнений и лечиться проблематично – не то что заниматься профилактикой. Но конечное решение, как и было сказано, за нами. Если эта тема так уж нас волнует (волшебства продолжает хотеться, не глядя ни на какие доводы рассудка), скажем по секрету: уже давно и широко известно другое, во многом более безопасное средство от инсульта. Вообще, оно, конечно, небезопасно и имеет свои побочные эффекты. Но угроза, которую несет оно, даже близко не сравнится с указанными выше зловещими перспективами от приема статинов. Мы говорим об обыкновенном аспирине – препарате на основе ацетилсалициловой кислоты.

Жаропонижающее и противовоспалительное действие этого вещества, которым особенно богата кора хинного дерева, было известно человечеству с давних пор. А вот его способность угнетать активность клейких белков в оболочке тромбоцитов открылась совсем недавно – в середине прошлого века.

Так что аспирин, который к тому моменту уже готовы были признать устаревшим и опасным средством, получил благодаря этому открытию новый виток популярности. И враз поднял свой рейтинг среди медицинских препаратов на десяток позиций. Ведь, кроме него, противосвертывающих препаратов, пригодных к применению без предварительного обучения, не существует и по сей день.

Сейчас ацетилсалициловую кислоту охотно прописывают при высокой свертываемости крови, а также в пожилом возрасте – для снижения угрозы инфаркта или инсульта. Средство считается универсальным, и назначения по рецепту не требует. Если мы хотим помочь своей сердечно-сосудистой, нам, право, лучше начать именно с него. Рекомендуемая суточная доза для снижения свертываемости составляет 100 мг. Если же аспирин назначается в качестве нестероидного противовоспалительного (скажем, при неинфекционных воспалениях мышц и суставов), дозировка в сутки не должна превышать 600 мг.

Следует помнить, что кислота, будь она хоть триста раз ацетилсалициловая, остается кислотой, с присущими всем веществам этого ряда разъедающими свойствами. Основной (в общем, он единственный, но выраженный ярко) побочный эффект от приема препарата заключается в его способности раздражать слизистые оболочки желудка и кишечника. С течением времени это может приводить к воспалению и появлению множественных эрозий. Оттого аспирин противопоказан при гастрите, энтероколите, язвенной болезни желудка или кишечника. Кроме того, его прием даже при здоровом пищеварительном тракте лучше организовать грамотно: предпочесть растворимые в воде (так называемые шипучие) таблетки обыкновенным. И принимать средство через полчаса после еды.

Похожие книги из библиотеки