— состояние, характеризующееся отсутствием речи и врожденной или наступившей в раннем детстве глухотой.
Ребенок с врожденной глухотой не может самостоятельно овладеть речью, т. к. у него нет речевого контакта с окружающими людьми. Если слух был потерян в раннем детстве, то запас слов, к-рый успел приобрести ребенок, также постепенно утрачивается и возникает Г. В связи с этим совершенно очевидна важность ранней диагностики тугоухости или глухоты у ребенка с целью проведения лечебных мероприятий, в результате к-рых в ряде случаев достигается положительный эффект. Важная роль в этом отношении принадлежит матери и близким, постоянно наблюдающим за ребенком. Если родители подозревают у ребенка глухоту, необходимо показать его врачуоториноларингологу. Современные методы исследования позволяют установить степень потери слуха даже у грудных детей. Иногда потеря слуха у ребенка связана с аденоидами. В этих случаях она легко устраняется после оперативного вмешательства — удаления аденоидов. Если же глухота необратима, т. е. является следствием недоразвития внутреннего уха, нужно все внимание переключить на развитие речи у ребенка. Чем раньше начинается обучение, тем лучше будут его результаты.
Существуют спец. сурдопедагогические (сурдос — глухота) учреждения, где глухонемых обучают письменной и устной речи. Еще в 16 в. для обучения глухонемых была предложена ручная, или пальцевая, азбука. Овладеть письменной речью и ручной азбукой глухонемому сравнительно нетрудно, гораздо труднее дается устная речь, т. к. воспринимать звуки он может гл. обр. зрительно (с губ говорящего). Значительно облегчает усвоение устной речи наличие остатков слуха, так наз. островков слуха. Они позволяют глухонемому слышать голос, ударение, различать некрые гласные звуки и даже отдельные согласные. В этих случаях большую помощь могут оказать слуховые аппараты, избирательно усиливающие звуки отдельных частот.
Ребенок с врожденной глухотой не может самостоятельно овладеть речью, т. к. у него нет речевого контакта с окружающими людьми. Если слух был потерян в раннем детстве, то запас слов, к-рый успел приобрести ребенок, также постепенно утрачивается и возникает Г. В связи с этим совершенно очевидна важность ранней диагностики тугоухости или глухоты у ребенка с целью проведения лечебных мероприятий, в результате к-рых в ряде случаев достигается положительный эффект. Важная роль в этом отношении принадлежит матери и близким, постоянно наблюдающим за ребенком. Если родители подозревают у ребенка глухоту, необходимо показать его врачуоториноларингологу. Современные методы исследования позволяют установить степень потери слуха даже у грудных детей. Иногда потеря слуха у ребенка связана с аденоидами. В этих случаях она легко устраняется после оперативного вмешательства — удаления аденоидов. Если же глухота необратима, т. е. является следствием недоразвития внутреннего уха, нужно все внимание переключить на развитие речи у ребенка. Чем раньше начинается обучение, тем лучше будут его результаты.
Существуют спец. сурдопедагогические (сурдос — глухота) учреждения, где глухонемых обучают письменной и устной речи. Еще в 16 в. для обучения глухонемых была предложена ручная, или пальцевая, азбука. Овладеть письменной речью и ручной азбукой глухонемому сравнительно нетрудно, гораздо труднее дается устная речь, т. к. воспринимать звуки он может гл. обр. зрительно (с губ говорящего). Значительно облегчает усвоение устной речи наличие остатков слуха, так наз. островков слуха. Они позволяют глухонемому слышать голос, ударение, различать некрые гласные звуки и даже отдельные согласные. В этих случаях большую помощь могут оказать слуховые аппараты, избирательно усиливающие звуки отдельных частот.