—недостаточная мышечная деятельность, снижение силы сокращения мышц. Г. обычно сочетается с общим снижением двигательной активности человека — гипокинезией, к-рая является следствием малопод- вижного образа жизни, широкого использования транспорта для передвижения, автоматизации и механизации производственных процессов: в этих условиях уменьшается нагрузка на мускулатуру. Г. в школьном возрасте нередко связана с нерациональным распорядком дня ребенка, перегрузкой его домашними заданиями, вследствие чего остается мало времени для прогулок, игр, спорт, занятий. Вынужденная Г. в ряде случаев связана с оолезнью человека и необходимостью соблюдать строгий постельный режим, напр, в остром периоде инфаркта миокарда, при травмах нижних конечностей, позвоночника и т. п. В длительных космических полетах существует опасность возникновения Г., т. к. в условиях невесомости снижается нагрузка на скелетную мускулатуру.
При снижении физич. активности вначале уменьшается расход энергии, вслед за этим уменьшается кровоснабжение тканей, ухудшается доставка к ним кислорода, замедляется кровоток в капиллярах, возникает кислородное голодание (см. Гипоксия) головного мозга, сердца и многих других органов, страдает их питание. Изменяется структура волокон сердечной мышцы, нарушается состояние регуляторных систем организма, в частности гормональной и нервной. При Г. снижается сигнализация, идущая от мышц в центральную нервную систему, а это неблагоприятно отражается на состоянии головного мозга, т. к. мышечная деятельность играет первостепенную роль в поддержании тонуса центральной нервной системы, регуляции кровообращения и обмена веществ.
Под влиянием резкого снижения двигательной активности происходит атрофия мышц (уменьшается их объем и сила сокращения), изменяется структура костей. В связи с атрофией мышц увеличивается количество жировой ткани, нарушаются обменные процессы, изменяется состояние центральной нервной системы, появляется так наз. синдром астенизации, к-рый выражается быстрой утомляемостью, эмоциональной неустойчивостью, в ряде случаев это сопровождается обидчивостью, склонностью к конфликтам. Существенно нарушается состояние сердечнососудистой системы, снижается сила сокращений миокарда, ухудшается состояние кровеносных сосудов; это ведет к возникновению атеросклероза, гипертонической болезни. Функциональные изменения сердечнососудистой системы наиболее рано выявляются в виде одышки и резкого учащения сердечных сокращений при быстрой ходьбе, появляются боли в области сердца при физич. работе, отрицательных эмоциях и т. д. При гипокинезии существенно изменяется венозное кровообращение; возникает предрасположенность к геморрою. Клинич. наблюдения свидетельствуют, что атеросклероз, поражение сосудов сердца и гипертоническая болезнь значительно чаще и в более раннем возрасте возникают у людей, проф. деятельность к-рых связана с малой физич. активностью.
Особенно опасна Г. в раннем детском и школьном возрасте. Она резко задерживает формирование организма, отрицательно влияет на развитие опорнодвигательного аппарата, сердечносо- судистой, эндокринной и других систем организма. При Г. существенно снижается сопротивляемость возбудителям инф. болезней: дети часто болеют, заболевания могут приобретать хрон. течение.
Физич. активность играет очень важную роль в развитии двигательных навыков ребенка, формировании нервных связей между опорнодвигательным аппаратом, центральной нервной системой и внутренними органами. Двигательная активность оказывает мощное влияние на развитие мускулатуры и скелета, на осанку ребенка, совершенствует регуляцию обменных процессов, кровообращения и дыхания, оказывает первостепенное влияние на развитие сердечнососудистой системы. Малая подвижность школьников и длительное пребывание в однообразной позе за партой в школе и за столом дома вызывают нарушение осанки, сутулость, деформацию позвоночника; так наз. мускульный голод у детей может приводить к более выраженным нарушениям функций, чем у взрослых, к снижению не только физич., но и умственной работоспособности.
Снижение двигательной активности в среднем и пожилом возрасте предрасполагает к развитию атеросклероза и, ухудшая регуляцию тонуса сосудов, облегчает возникновение нарушений мозгового и сердечного кровообращения. В результате недостатка движений, сидячего образа жизни преждевременно возникает слабость и дряблость мышц, появляется сгорбленность, ускоряются процессы физиологич. старения (см. Старость, старение).
При длительном пребывании больных на постельном режиме с целью профилактики последствий Г. применяются комплексы спец. физич. упражнений. Для ликвидации последствий Г. применяется массаж, используются спец., индивидуальные, двигательные режимы с постепенным возрастанием нагрузки на опорнодвигательный аппарат и сердечнососудистую систему, комплексы леч. гимнастики, а также водные процедуры, способствующие укреплению нервной системы и мышцы сердца; в ряде случаев назначают лекарства, нормализующие обменные процессы и состояние сердечнососудистой системы.
Предупреждение Г. в повседневной жизни достигается полноценной физич. активностью, ежедневной утренней зарядкой, производственной гимнастикой, систематическими занятиями физкультурой (см. Физическая культура) и спортом, посильным физич. трудом, пешими прогулками и т. д.
Необходимо внедрять регламентированный по времени распорядок для работы и для отдыха, вводить физкультуру в быт детей, помимо уроков физкультуры в школе. Это в основном зависит от личного примера родителей: совместные занятия утренней гимнастикой, лыжные и пешие прогулки в выходные дни; необходимо помогать детям проводить физкультминутки во время приготовления домашних заданий, поощрять бег, подвижные спортивные игры, катание на велосипеде, коньках и, лыжах, плавание и др.
При снижении физич. активности вначале уменьшается расход энергии, вслед за этим уменьшается кровоснабжение тканей, ухудшается доставка к ним кислорода, замедляется кровоток в капиллярах, возникает кислородное голодание (см. Гипоксия) головного мозга, сердца и многих других органов, страдает их питание. Изменяется структура волокон сердечной мышцы, нарушается состояние регуляторных систем организма, в частности гормональной и нервной. При Г. снижается сигнализация, идущая от мышц в центральную нервную систему, а это неблагоприятно отражается на состоянии головного мозга, т. к. мышечная деятельность играет первостепенную роль в поддержании тонуса центральной нервной системы, регуляции кровообращения и обмена веществ.
Под влиянием резкого снижения двигательной активности происходит атрофия мышц (уменьшается их объем и сила сокращения), изменяется структура костей. В связи с атрофией мышц увеличивается количество жировой ткани, нарушаются обменные процессы, изменяется состояние центральной нервной системы, появляется так наз. синдром астенизации, к-рый выражается быстрой утомляемостью, эмоциональной неустойчивостью, в ряде случаев это сопровождается обидчивостью, склонностью к конфликтам. Существенно нарушается состояние сердечнососудистой системы, снижается сила сокращений миокарда, ухудшается состояние кровеносных сосудов; это ведет к возникновению атеросклероза, гипертонической болезни. Функциональные изменения сердечнососудистой системы наиболее рано выявляются в виде одышки и резкого учащения сердечных сокращений при быстрой ходьбе, появляются боли в области сердца при физич. работе, отрицательных эмоциях и т. д. При гипокинезии существенно изменяется венозное кровообращение; возникает предрасположенность к геморрою. Клинич. наблюдения свидетельствуют, что атеросклероз, поражение сосудов сердца и гипертоническая болезнь значительно чаще и в более раннем возрасте возникают у людей, проф. деятельность к-рых связана с малой физич. активностью.
Особенно опасна Г. в раннем детском и школьном возрасте. Она резко задерживает формирование организма, отрицательно влияет на развитие опорнодвигательного аппарата, сердечносо- судистой, эндокринной и других систем организма. При Г. существенно снижается сопротивляемость возбудителям инф. болезней: дети часто болеют, заболевания могут приобретать хрон. течение.
Физич. активность играет очень важную роль в развитии двигательных навыков ребенка, формировании нервных связей между опорнодвигательным аппаратом, центральной нервной системой и внутренними органами. Двигательная активность оказывает мощное влияние на развитие мускулатуры и скелета, на осанку ребенка, совершенствует регуляцию обменных процессов, кровообращения и дыхания, оказывает первостепенное влияние на развитие сердечнососудистой системы. Малая подвижность школьников и длительное пребывание в однообразной позе за партой в школе и за столом дома вызывают нарушение осанки, сутулость, деформацию позвоночника; так наз. мускульный голод у детей может приводить к более выраженным нарушениям функций, чем у взрослых, к снижению не только физич., но и умственной работоспособности.
Снижение двигательной активности в среднем и пожилом возрасте предрасполагает к развитию атеросклероза и, ухудшая регуляцию тонуса сосудов, облегчает возникновение нарушений мозгового и сердечного кровообращения. В результате недостатка движений, сидячего образа жизни преждевременно возникает слабость и дряблость мышц, появляется сгорбленность, ускоряются процессы физиологич. старения (см. Старость, старение).
При длительном пребывании больных на постельном режиме с целью профилактики последствий Г. применяются комплексы спец. физич. упражнений. Для ликвидации последствий Г. применяется массаж, используются спец., индивидуальные, двигательные режимы с постепенным возрастанием нагрузки на опорнодвигательный аппарат и сердечнососудистую систему, комплексы леч. гимнастики, а также водные процедуры, способствующие укреплению нервной системы и мышцы сердца; в ряде случаев назначают лекарства, нормализующие обменные процессы и состояние сердечнососудистой системы.
Предупреждение Г. в повседневной жизни достигается полноценной физич. активностью, ежедневной утренней зарядкой, производственной гимнастикой, систематическими занятиями физкультурой (см. Физическая культура) и спортом, посильным физич. трудом, пешими прогулками и т. д.
Необходимо внедрять регламентированный по времени распорядок для работы и для отдыха, вводить физкультуру в быт детей, помимо уроков физкультуры в школе. Это в основном зависит от личного примера родителей: совместные занятия утренней гимнастикой, лыжные и пешие прогулки в выходные дни; необходимо помогать детям проводить физкультминутки во время приготовления домашних заданий, поощрять бег, подвижные спортивные игры, катание на велосипеде, коньках и, лыжах, плавание и др.