Происхождение заболевания
Симптомы шпоры объясняются воспалением мягких тканей пятки и нервов, в них проходящих. Воспаление наступает из-за длительного давления и раздражения их твердыми наростами, образовавшимися на пяточной кости. Но отчего вдруг может начаться разрастание самих костей, защищенных к тому же от любых повреждений оболочкой из мягких тканей? Особенно если учесть, что внешних травм пятки у больных шпорой обычно не наблюдается?
В действительности повредить пяточную кость усилием извне очень даже можно. Она соединяется с таранной и плюсневыми костями с помощью довольно подвижного сочленения. Если мы сделаем снимок стопы, свободно повисшей в воздухе, и сравним его со снимком стопы стоящего на полу человека, мы увидим, что угол, под которым наклонена к полу пяточная кость, в отдельных случаях будет заметно разниться. Недаром при выборе обуви нам советуют обязательно пройтись в ней – сделать хотя бы 5–8 шагов подряд. Когда мы опираемся на стопу всем весом, ее свод заметно прогибается к полу, и она раздается как в ширину, так и в длину. В среднем стопа может расширяться и удлиняться при шаге на 1–1,5 см.
Так вот, все кости стопы смещаются относительно друг друга при ходьбе. И нередко выходит так, что основная часть нагрузок при движении приходится не на всю стопу, а на определенную ее часть. В случае со шпорой – на пятку. При нормальном шаговом движении мы сперва ставим на пол пятку, а затем плавно перекатываемся на носок. После отрыва пятки от поверхности и переката на носок мы и вовсе отталкиваемся от нее основаниями пальцев. И происходит это как раз в тот момент, когда поверхности касается пятка другой, вынесенной вперед для следующего шага ноги.
В каких случаях этот перекат на носок не происходит или происходит со значительным опозданием? Конечно, при ходьбе на высоком каблуке. Обычно, речь идет о дамах, хотя в наше время его носят и некоторые кавалеры. Ну, кто бы его ни надел, а на высоком каблуке перекат на носок становится вовсе невозможным. Женщина на каблуке шагает вообще как бы не стопой, а сильно ограниченными усилиями икроножной мышцы, квадрицепса бедра и нестандартно широкой амплитудой вращения бедренных и крестцовых костей. Основная нагрузка при этом приходится именно на пятку и носок. Середина стопы в процессе участия не принимает.
Да, данное описание мало похоже на волшебство, каким оно выглядит внешне – красивая дама на умопомрачительной «шпильке». Однако с точки зрения процесса движения это так и есть. Анатомия шага в обуви на высоком каблуке не просто отличается от естественной – она является противоестественной почти в каждой точке траектории. Поэтому сочетание привычки к высоким каблукам с еще каким-либо рисковым фактором (лишний вес, поясничный кифоз, большой объем груди, слабое развитие мышц ноги) вполне может обеспечить шпору пяточной кости. И разумеется, оно гарантированно обеспечит ряд других заболеваний ног еще до появления шпоры.
В целом пяточная шпора не относится к числу редких патологий. Но правда и то, что есть заболевания стоп, которые распространены несравнимо больше ее. В частности, мозоли и деформирующий артроз, зависящие от возраста больше любой шпоры, имеются у куда большего числа людей. Считается, что для появления именно шпоры должна существовать определенная предрасположенность к ней. Например, врожденные особенности метаболизма, вызывающие склонность к отложению буквально где попало веществ, нормальных или даже ненормальных для организма.
К врожденным патологиям, в частности, относится гемохроматоз – наследственное и довольно редкое заболевание, выраженное в неспособности организма усваивать железо из пищи. Суставы таких больных сильно страдают от склонности железа откладываться в суставной сумке. А при нехватке железа в рационе (при гемохроматозе она неизбежна) дегенерации подвергается уже не само суставное сочленение, а костный мозг – ткань, расположенная прямо под хрящом, на торце каждой кости.
Впрочем, кроме наследственных существуют и приобретенные патологии, результатом которых могут стать шиповидные разрастания костей. Из числа таковых гипертиреоз (усиленная работа щитовидной железы и избыток ее гормонов), подагра (мочевина вместо того, чтобы выводиться почками, откладывается в суставах), амилоидоз (в крови образуется аномальный белок, способный откладываться в любых органах, включая хрящи и суставные сумки). Эти патологии могут проявляться по-разному, особенно в процессе, так сказать, становления. В том числе и появлением пяточных шпор.
Отдельную большую тему составляет рак кости и любого другого элемента опорно-двигательного аппарата. Не секрет, что злокачественному перерождению может подвергнуться любая ткань человеческого тела, включая нейроны, сетчатку глаза, костный мозг, хрящ и клетки кости. Обычно рак кости проявляется не разрастанием, а рассасыванием ее структур. Так, саркому кости или метастаз другой опухоли в костные ткани нередко обнаруживают на месте перелома, произошедшего без причины, в самых обычных условиях. А множественная миелома делает кости похожими на ломоть сыра «Маздаамер» – сплошь усеянными овальными полостями разного диаметра.
Тем не менее это не всегда так. Рак является патологией загадочной – науке мало что известно о закономерностях его развития, а о его происхождении она не знает и вовсе ничего. Но факт остается фактом: упорные к лечению, быстрорастущие, возникающие после удаления вновь и вновь наросты на костях в любой части скелета непременно вызовут у врача подозрения на злокачественный процесс. Ведь распад клеток может начаться значительно позже, когда больному не поможет даже полная ампутация конечности. Поэтому после двух-трех обращений пациента с той же проблемой ортопед почти наверняка отправит образец ткани не шипа, а самой кости на анализ в онколабораторию. Тем более если ему будет очевидно, что пациент неукоснительно соблюдает все терапевтические рекомендации.