Сочувствие и человеческая жизнь
Любовь исцеляет людей – и тех, кто ее дарит, и тех, кто получает.
Главная задача обращения старости вспять – дать людям не дополнительные годы жизни, а сочувствие.
Наша жизнь – человеческая, общественная, семейная, личная – измеряется не годами, а качеством наших переживаний и глубиной личных отношений. Если жизнь заканчивается страданиями, зачем ее продлевать? Но, с другой стороны, если ваша жизнь – удовольствие для вас и тех, кто делит ее с вами, то почему бы и не продлить радость и счастье от здоровой жизни?
Жизнь намного дороже, а ее смысл – намного глубже, чем просто количество прожитых лет.
Во многом именно сочувствие к окружающим делает нашу жизнь – и жизнь тех, кому мы сочувствуем – достойной того, чтобы жить. Даже с современным медицинским уходом, новейшими технологиями и самыми компетентными врачами пациентам все равно нужно сочувствие. К друзьям мы ходим для того, чтобы пообщаться с теми, кто к нам неравнодушен, а не просто чтобы решить проблемы; точно так же и к врачам и в больницы мы идем за сочувствием, а не просто за диагностикой и терапией. Я не говорю, что медицинские знания вообще бесполезны – нужно просто на них смотреть с немного другой точки зрения.
Главный секрет ухода за пациентами – неравнодушие.
Общество, которое просто сводит к минимуму страдания, никак им не сочувствуя, обречено. Мы живем в обществе не потому, что надеемся просто избегнуть голода и болезней. Нам нужно делиться жизнью и любовью с окружающими. Рассматривать общество только с точки зрения экономических и финансовых терминов, или плотности населения, или экологических проблем – это не понимать сущности человеческой жизни. Сочувствие настолько же жизненно важно для общества – для здоровой культуры, – как и для хорошего медицинского ухода.
Что случится с нашей культурой и нашей жизнью, когда мы обратим вспять старение?
Для многих самые важные вопросы будут такими: что мы сможем себе позволить? Что насчет населения? Что будет с окружающей средой? Эти вопросы действительно нужно рассмотреть со всей тщательностью и беспристрастностью, но для личной жизни и человеческой культуры эти проблемы – не ключевые. Ключевые проблемы – это сострадание, самоуважение и способность мечтать и надеяться. Главное различие между людьми и другими животными – в том числе нашими предками-гоминидами – в том, что мы умеем думать абстракциями; среди этих абстракций – сочувствие, уважение, мечты и надежды. Мы видим невидимое, чувствуем то, чего не можем коснуться, представляем то, чего не существует – и это делает нас людьми. Но есть у нас способность и еще важнее, чем представлять несуществующее: создавать это «несуществующее», претворять его в реальность. Мы мечтаем, не чтобы развлекаться, а чтобы улучшить себя. Мечты ценны и сами по себе, но превращать мечты в реальность намного полезнее. Сочувствие – это похвальная эмоция, но мы превращаем его из простой эмоции в объективную реальность, когда лечим болезни и дарим другим людям долгую, достойную жизнь.
Какой мир мы выберем?
Представьте будущее, в котором из-за чрезмерного роста населения и экономических проблем мы предоставляем медицинский уход только молодым. По достижении определенного возраста – скажем, 70 лет, – мы «сажаем людей на айсберг и отправляем в открытое море» просто потому, что считаем всех, кто старше этого возраста, неподъемной обузой для общества.
Представьте другое будущее, где в первую очередь уделяется внимание людям, и никаких возрастных ограничений для медицинского обслуживания не существует. Сколько бы вам ни было лет, вопрос будет состоять только в том, можем ли мы помочь вам, а не в том, можете ли вы помочь обществу.
Кто из нас захотел бы жить в мире, в котором с возрастом сочувствие просто отключается? Как общество может выжить, если оно обрекает людей на смерть и страдания просто потому, что они стары? Может ли вообще какая-нибудь культура выжить, легко смиряясь со смертью и болезнями?
Вскоре нам придется отвечать на эти вопросы, причем совсем не по тем причинам, о которых мы думали до последнего времени. Новые вопросы будут не о том, морально ли любой ценой поддерживать жизнь старых и часто страдающих людей. Они – о том, морально ли будет уничтожить страдания и продлить здоровую, энергичную и продуктивную жизнь. От того, какой выбор мы сделаем, будет зависеть не только наше личное будущее и культура, в которой мы будем жить. Здесь куда более серьезный вопрос: выживет ли наша культура с достоинством, или же погибнет в невежестве. Победа над старостью – это не просто продление жизни, это и духовная победа. У нас есть возможность предотвратить боль, страх, трагедии и потери. То, кем мы станем, зависит от того, как мы будем помогать окружающим, какими будут наши новые законы и наше общество.
Если мы воспользуемся этой возможностью с элегантностью, достоинством и сочувствием, то это будет успех для всего человечества.