Скала
Представьте скалу, у которой склон имеет форму параболы: вершина довольно ровная, затем склон становится все круче и в конце концов – почти вертикальным. Мы начинаем жизнь далеко от края скалы, молодыми и здоровыми. Идти легко, склон почти ровный. Затем склон становится чуть круче, и мы видим первые признаки старения. Потом мы идем дальше, и нам становится все труднее остановиться или хотя бы удержаться на ногах. Избежать болезней, как нам кажется, уже практически невозможно, а на поддержание здоровья приходится тратить большую часть времени, внимания и усилий. В конце концов склон становится таким крутым, что мы спотыкаемся и падаем в пропасть болезней и смерти.
Метафора не то чтобы очень приятная, но у нее есть свои достоинства.
Во-первых, полезно будет задуматься о том, что получится, если мы попытаемся вести более здоровый образ жизни. Например, как изменится наше медленное движение по склону, если мы полностью изменим рацион питания и будем придерживаться абсолютно лучшей, самой здоровой и оптимизированной специально под нас диеты? Что произойдет: мы замедлим движение, остановимся, или, может быть, даже поднимемся обратно по склону? Сможем ли мы замедлить, остановить или даже обратить вспять прогресс старения и болезней?
В течение всей человеческой истории еще никому не удалось даже остановить движение по этому склону, не говоря уж о том, чтобы обратить его вспять. С исторической точки зрения видно, что мы, конечно, можем вылечить любые болезни (лучший пример – инфекции), но нам никогда еще не удавалось хоть как-то остановить старение, не говоря уж о том, чтобы обратить вспять процесс старения и болезни, вызываемые возрастом. С другой стороны, существует немало методов, которые вполне реально замедляют прогресс старения.
Если говорить точнее, примерно до 2006 года не было известно ни единого фактора, о котором хотя бы с огромной натяжкой можно было бы сказать, что он останавливает или обращает вспять старение у людей. Впрочем, нам известно множество разных факторов, которые либо ускоряют, либо замедляют процесс старения. Если конкретно, нам известно, что определенный образ жизни или факторы риска (например, гены) ускоряют старение – что подтверждается медицинскими обследованиями, лабораторными анализами, сроками начала и прогрессом заболеваний и средним возрастом смерти. С другой стороны, есть и такие факторы (в том числе образ жизни и гены), которые вызывают противоположный эффект: замедляют скорость старения и прогресс возрастных заболеваний.
Ни один из этих факторов – и ускоряющих, и замедляющих старение, – не является сколько-нибудь выдающимся или, наоборот, мало известным. Напротив, практически без исключений, это простейшие, очевидные, нестареющие медицинские советы. Грубо говоря, это такие советы, которые практически всегда дает вам бабушка или семейный врач, – и которые мы либо игнорируем полностью, либо, в лучшем случае, следуем частично. Справедливости ради, советы часто бывают трудными, неприятными, болезненными, неудобоваримыми или требуют слишком больших затрат времени. Среди этих советов – есть овощи, избегать калорийной, сладкой и жирной (да и вообще любой сколько-нибудь вкусной) пищи, регулярно делать зарядку, пользоваться кремом для загара, мыть руки и так далее – в нашей культуре много таких благонамеренных традиционных мудростей. Мы все знаем, что нужно делать; очень немногие из нас действительно так делают.
Мы не можем изменить унаследованных генов, но есть множество способов – причем довольно распространенных – замедлить или ускорить процесс старения и увеличить или уменьшить риск возрастных заболеваний. В широком смысле в замедлении или ускорении процесса старения нет ничего оригинального или необычного.
Но вот остановка или обращение вспять старения – это совсем другой разговор.
Несмотря на целый арсенал коммерческих продуктов, якобы останавливающих или обращающих вспять старение, ни одному из них на самом деле этого не удалось. Сейчас нам продают еду, пищевые добавки, диеты, кремы и режимы тренировок, которые якобы останавливают или обращают вспять старение, но все эти заявления недостойны доверия. Ни одно из них – вообще ни одно – не является правдивым. На рынке нет ничего, что останавливало бы старение или обращало его вспять.
Точнее, почти ничего.
Оказывается, существует по крайней мере два исключения из моей решительной денонсации антивозрастных продуктов. Они, конечно, небольшие, но рассмотреть их стоит. Самое важное исключение – теломеразные активаторы, которые мы обсудим позже. Эти продукты имеют дело с самой сутью проблемы и заслуживают очень тщательного рассмотрения.
Второе исключение: существуют кое-какие интересные данные, которые говорят, что некоторые методы медицинского вмешательства обращают вспять не сам процесс старения, а некоторые ключевые патологии, встречающиеся при возрастных заболеваниях, например атеросклероз. Такие методы обычно не называют «обращающими старение вспять», да они этого и не делают, но если они помогут нам избежать связанных со старением болезней, то, несомненно, представляют определенную ценность. Эти методы лечения, возможно, исправляют некоторые очевидные изменения, которые мы видим в процессе развития возрастных артериальных заболеваний. Они, конечно, не восстанавливают длину теломер и не делают клетки эндотелия функциональнее и эффективнее (и моложе), но если они останавливают процесс заболевания и уменьшают риск смерти, то это уже значительное достижение.
Подавляющее большинство методов лечения (и коммерческих продуктов), о которых говорят, что они обращают старение вспять, на самом деле работают (если работают), не останавливая процесс старения, а просто замедляя скорость старения и развития заболеваний. Как ни странно, подобные медицинские вмешательства уменьшают скорость старения примерно до такой, которая наблюдается у людей, ведущих здоровый образ жизни. У многих пациентов – в частности, курящих, с гипертонией, повышенной глюкозой и холестерином – скорость старения намного выше, чем у тех, кто не подвергается воздействию этих факторов риска. Если мы сможем замедлить или даже остановить атеросклероз и уменьшить смертность, то мы сможем и улучшить жизнь пациентов – пусть даже и не обратим их старение вспять.
Например, если у некурящих людей первый сердечный приступ случается в среднем в 70 лет, а у курящих – в 50, то будет разумным надеяться, что если мы бросим курить, то сможем отложить сердечный приступ на несколько лет – наш риск станет ближе к риску некурящего. Если вы бросите курить, то не вылечите и не предотвратите болезнь, а всего лишь снизите риск до нормального уровня. Это не лечение, но даже это лучше, чем ничего.
Четко понимая, что большинство известных методов не останавливают процесс старения, и лучшее, что мы можем сделать, – замедлить его и уменьшить риск заболевания, давайте посмотрим, что же мы можем сделать.