3.1.1. Применение музыки в лечебных целях
Музыкальная терапия по своей содержательной направленности связана с решением задач оказания лечебного воздействия на человека при помощи музыкальных средств (Декер-Фойгт, 2003;Готсдинер, 1993; Осипова, 2000; Alvin, 1966). История становления музыкотерапии прошла несколько этапов, отражающих смену доминирующих установок в оценке возможностей ее практического использования. Начиная от повышенного внимания к исключительно музыкальным способам лечения и чрезмерного оптимизма в отношении достигаемых терапевтических воздействий, сменившихся сомнениями в эффективности их применения, исследователи пришли к осознанию необходимости строго ограничить круг задач, при которых воздействие музыки целесообразно и терапевтический эффект оказывается действительно доказанным (Готсдинер, 1993; Декер-Фойгт, 2003). В настоящее время музыкальная терапия существует и развивается как самостоятельная область психотерапии, использующая музыкальные средства коррекции состояний и формирования личностных новообразований с целью поддержания психического и физического здоровья человека.
Специалисты выделяют два основных типа музыкотерапевтических воздействий, различающихся по своей направленности – активную и рецептивную (или фоновую) терапию. Активная терапия предполагает целенаправленное освоение клиентами или пациентами приемов музыкального исполнения и даже сочинения музыки в качестве средств самовыражения и способов ПСР.Рецептивная терапия базируется на процедурах прослушивания и переживания (сопереживания) музыкальных произведений. Вэтом случае коррекция негативных, в том числе и патологических состояний, и позитивная личностная динамика осуществляются на базе протекания ассоциативных процессов, включающих также различные формы эмоционального реагирования и отражения ситуации. Элементы музыкальной терапии с успехом используются также в качестве вспомогательных средств, включаемых в состав психотерапевтических методов, например, в системе упражнений данс-терапии, терапии движения и пр. (Декер-Фойгт,2003).
Следует отметить, что обоснованное применение комплекса методов и средств, разрабатываемых в современной музыкальной терапии, действительно обладает высоким корректирующим и развивающим эффектом. В качестве достаточно яркого и убедительного примера научно-прикладных разработок, выполненных в последние годы, можно привести исследование О.А. Блиновой (1998, 2002), выполненное под нашим руководством на факультете психологии МГУ и в Астраханской государственной консерватории. Данное исследование было посвящено созданию комплексной программы личностно-ориентированной коррекции трудностей в профессиональном развитии и овладении мастерством у представителей творческих и педагогических профессий на основе системы музыкальных средств. Автору удалось не только сформировать комплекс взаимодополняющих элементов музыкальных воздействий активной и рецептивной природы, подбор которых основан на принципе модульной компоновки из банка доступных музыкотерапевтических средств. На основе собранных данных специально организованного психодиагностического исследования была доказана также высокая эффективность использования этой программы для формирования более совершенной системы саморегуляции состояний на личностном уровне, необходимой для успешной реализации профессионально-важных коммуникативных и исполнительских задач (Блинова, 2002). Важно и то, что в работе показано, насколько степень мотивационной включенности и активного овладения новыми для человека средствами музыкального самовыражения влияет на успешность процесса «совладания» субъекта воздействия с профессиональным стрессом и формирования позитивных личностных установок.
Приведенный пример относится к категории пока еще редких, но перспективных исследований комплексного типа, имеющих полноценное научное обоснование; он иллюстрирует эффективность включения методов музыкальной психотерапии в программы профессионально-ориентированных тренингов. Кроме того, в данном исследовании отчетливо демонстрируется расширение сферы возможного использования средств активного музыкального воздействия за пределами собственно лечебной или психотерапевтической практики, смещая акцент на решение наиболее значимых для прикладного психолога задач коррекционного и превентивного типа при работе с обширными контингентами практически здоровых лиц. Речь идет о профессионально-ориентированной музыкальной психотерапии не столько в исходном смысле этого слова, сколько в плане психологической коррекции негативных состояний и развитии необходимых личностных качеств работающего человека. Это отражает реальное сближение, которое наблюдается в настоящее время между двумя ранее относительно независимо существовавшими направлениями использования средств музыкального воздействия – собственно «лечения музыкой» и гораздо более утилитарного использования музыкального материала для сопровождения трудового процесса, хорошо известное специалистам под названием «функциональная музыка» (Гольдварг, 1968, 1971; Гостдинер, 1993; Повилейко, 1968).