Страх — дело наживное!

Животное естество, которое есть в каждом человеке, несет в себе совокупный опыт миллионов поколений наших предков в виде безусловных рефлексов. А так как жизнь наших мохнатых предков была тяжела и коротка, то они вынуждены были быть постоянно настороже, чтобы не сыграть в длинный ящик еще быстрее, чем статистическое большинство.

Поэтому у каждого ребенка, как только он появляется на свет и открывает глаза, есть параноя, то есть базовое недоверие к тому миру, в котором где–то совсем рядом бегают милые киски, которые вместо зубов отрастили сабли. И он прекрасно «знает», что его жизнь без защиты родителей — свечка на сильном ветру.

Страх — дело наживное!

— AD —

Поэтому он делает все для того, чтобы быть как можно ближе к матери: ведь только она дает тепло, защиту и питание. Если же мама по той или иной причине не дает или не способна обеспечить ему эту защиту, то ребенок понимает, что он остается один на один с враждебным окружением. И эти страхи оживают и начинают определять его реакции.

Также важно то, что у ребенка есть базовый страх перед темнотой. Эволюционно на бессознательном уровне у всех людей закрепилось, что темнота несет с собой опасность. Ночью, когда обзор ограничен, к тебе может подкрасться хищник. И чем меньше ты находишься в темноте, тем лучше.

Мир — это зеркало, в котором каждый видит собственный лик свой. Хмурься перед ним — и оно покажет тебе рожу угрюмую; улыбайся ему, смейся перед ним — и ты встретишь в нем веселого товарища.

Уильям Пеккерей.

Как–то я (папа) лечил одну женщину, которая воспитывалась сильно — пьющими родителями. В детстве она боялась темноты. Но родители этой девочки вместо того, чтобы успокоить ее и показать, что ей нечего бояться, что она защищена, наоборот, ставили ее перед темным окном и смеялись над охватывающим ее страхом. Немудрено, что у нее сейчас диагностируется тревожно — мнительный характер.

Похожие книги из библиотеки