Святая троица Человечества
Инстинкт бегства по той функции, которую он выполняет у человека, можно назвать инстинктом самосохранения. С инстинктом сексуальности нет никаких проблем — это половой инстинкт или инстинкт размножения. А вот с агрессией у человека все намного сложнее.
Так получилось в русском языке, что семантика слова «агрессия» отягощена отрицательным смыслом. Но если отгородиться от этого, то вполне можно считать, что положительный смысл агрессии — воздействие на окружающую среду таким образом, чтобы обеспечить себе больше пространства и больше питательных веществ. И это делается с целью выживания и развития — себя и вида.
Кстати, по большому счету, настоящей агрессией (в полном понимании этого слова) обладает только человек. Агрессия, которую проявляют животные, направлена на защиту (от хищников или соплеменников). Они никогда целенаправленно не завоевывают окружающее пространство и пищу. Даже если в некоторых обстоятельствах это происходит, то это связано с сиюминутными потребностями разросшейся стаи (стада). А вот человек может делать это даже с сытым желудком.
Инстинкт развития заставляет людей не только завоевывать окружающее пространство, но и настырно лезть все выше и выше по лестнице познания. И ради этого развития Человечество всегда платило огромную цену — кровью и жизнями своих членов (в истории таких примеров масса!) Это положение хорошо иллюстрирует выражение, сказанное кем–то из великих: «Цивилизация — ужасное растение! Оно не растет и не расцветает без крови людей».
Ученые предполагают, что один из этих инстинктов является базовым, а два остальных — его производными. Мы не знаем — так это или не так, но если предположить, что «китом» психики является инстинкт самосохранения, то мы становимся скорее животными, чем людьми, которые ради выживания размножаются и развиваются. Но этот вариант имеет логическое противоречие, которое отсекает необходимость размножения и развития: если человек только животное, которое живет ради самосохранения, то забота о потомстве будет для него не только не нужной, но даже вредной. Ведь существу, которое пришло из ниоткуда и уйдет в никуда, в полной мере наплевать на то — сохранится ли после него жизнь на Земле. Или же сгинет вместе с ним! Да и развиваться для такого существа совершенно не нужно!
Половой инстинкт тоже не может претендовать на то, чтобы считаться «китом» психики. Если инстинкт самосохранения с грехом пополам еще можно втиснуть в это «прокрустово ложе» и считать его производным от полового, то с инстинктом развития это сделать нельзя. Ведь для сохранения потомства очень важны стабильные условия. А инстинкт развития ни в коей мере не может гарантировать это. Он по своей природе предполагает нестабильность.
Вариант, в котором «китом» психики является инстинкт развития, более логичен. И ради развития люди самосохраняются и размножаются. Как нам представляется, инстинкт развития является главным «виновником» того, что люди обрели разум. Подтверждает это то, что когда у людей подавляется агрессивность (как это в настоящее время происходит на Западе), то они отказываются размножаться и самосохраняться. Ты, сынок, конечно же знаешь, что рождаемость там резко снизилась и многие страны захлестнула эпидемия самоубийств.
Шире раскрой глаза, живи так жадно, как будто через десять секунд умрешь. Старайся увидеть мир! Он прекрасней любой мечты, созданной на фабрике и оплаченной деньгами. Не проси гарантий, не ищи такое — такого зверя нет на свете. А если есть, то он сродни обезьяне ленивцу, которая день — деньской висит на дереве головой вниз и всю свою жизнь проводит в спячке. К черту! Тряхни посильнее дерево, пусть эта ленивая скотина треснется задницей об землю.
Рэй Бредбери.
С нашей точки зрения познавательная потребность — эволюционный механизм развивающейся Материи, направленный против застоя и деградации. Новизна есть вечный зов нашего духа, и именно она делает таким привлекательным все, что с нею связано, все ее источники, будь то чужие страны и города, непрочитанные книги, загадки природы, загадки чужой или своей души.
Конечно, можно долго спорить — кто из этих инстинктов главнее! Но для нас это сейчас не так важно. Важно то, что все они вносят свой вклад в развитие цивилизации. Три инстинкта — развития, самосохранения и половой, являются базовыми инстинктами, при взаимодействии которых образуется вся иерархия других инстинктов, своеобразной Святой Троицей психической деятельности. Роль Святого Духа лично мы отдали бы инстинкту развития. Как–то интереснее жить с такой мыслью!
Все три базовых инстинкта одновременно и примерно с одинаковой силой влияют на то — куда и как будет расходоваться жизненная энергия (особенно на первых порах). И ни один из них не может воздействовать на этот процесс совершенно свободно, вне зависимости от «воли» других инстинктов. Эти инстинкты, соединяясь и взаимовлияя друг на друга, приводят к появлению на втором и третьем «этажах» психики всего многообразия психических актов. На практике нас интересуют только то, как образуются эти верхние этажи психики, так как в процессе воспитания мы своим воспитательными усилиями их–то и формируем в том виде, в котором хотим.
Хотя уже на раннем этапе развития каждый из этих инстинктов может быть подавлен (коммунистические и религиозные фанатики являются примером того, как ради идеи может быть подавлен даже инстинкт самосохранения). А нормальные проявления полового инстинкта и инстинкта развития подавляются сплошь и рядом.
Три базовых инстинкта образуют первый этаж психики. На их основе в процессе развития образуется следующий, более «населенный», этаж психики, который называется императивными потребностями.
Инстинкт самосохранения на нем проявляется в потребностях в еде, воде, воздухе, безопасном окружении, защите и т. д. И оба других инстинкта имеют свои императивные потребности. Например, инстинкт развития проявляется у ребенка в любознательности, в элементах исследовательского поведения уже в первый год его жизни. А половой инстинкт — в элементах влюбленности в мать.