2. Гнилой фундамент
Значимые процессы или системообразующие элементы в собственной структуре изначально не берутся под жёсткий контроль. В дальнейшем появляется источник хронических проблем, заменить который затруднительно, поскольку он уже интегрирован в систему.
Когда создаётся сложная организационная структура или иная система, имеющая несколько звеньев, её надежность зависит от качества каждой части механизма. Если весь механизм работает чётко, но одно звено не работает или работает плохо – общий результат всегда будет неудовлетворительным. Можно иметь мощную организацию, но допустить слабину в одном вопросе – мощность и надёжность будут значительно подорваны.
В годы застоя в КГБ поступали люди двух типов. С одной стороны, те, кто был выбран на конкурсной основе из большого числа претендентов. С другой стороны – представители золотой молодёжи – дети высокопоставленных партийных и государственных чиновников. Именно вторая категория создавала организации проблемы. Когда знакомишься с историями вербовки офицеров КГБ западными службами, то понимаешь, что в действительности никакой особой хитрости в этом деле не требовалось. Требовалось одно – выявить тех, кто сам до этого созрел. Дальше проблема у вербовавшихся чекистов была в одном – как сделать так, чтобы в них поверили. Сама процедура вербовки затягивалась именно по этим причинам – создать максимально правдоподобную видимость собственного падения. В объятие спецслужбы противника.
Ошибки по типу данной стратагемы могут совершаться в различных сферах. Вот некоторые из них.
Экономия на зарплате высшему управляющему звену. Системообразующие работники или уходят, или работают в нескольких организациях одновременно.
Расстановка кадров: на ключевые позиции ставятся люди, не способные принимать решения или квалифицированно выполнять возложенные на них функции. Либо кадровый набор осуществляется по семейному, клановому признаку, протекциям. Планирование. К исполнению принимаются проекты, не имеющие защищённого бизнес-плана, не подкреплённые необходимым финансированием, организационными и кадровыми ресурсами.
В политике – привлечение в свою команду кандидатов – вечных неудачников, использование избитых лозунгов, привлечение некомпетентных имиджмейкеров, ставка на случайных союзников.
Пример от Никколо Макиавелли по поводу военного строительства в Италии: «Италия почти целиком оказалась под властью папы и нескольких республик. Однако вставшие у власти прелаты и граждане не привыкли иметь дело с оружием, поэтому они стали приглашать на службу наёмников. Альбериго да Конио, уроженец Романьи, первым создал славу наёмному оружию. Его выученики Браччо и Сфорца в своё время держали в руках всю Италию. За ними пошли все те, под чьим началом наёмные войска состоят по сей день. Доблесть их привела к тому, что Италию из конца в конец прошёл Карл, разорил Людовик, попрал Фердинанд и предали поруганию швейцарцы.
Начали они с того, что, возвышая себя, повсеместно унизили пехоту. Это нужно было им затем, что, живя ремеслом и не имея владений, они не могли бы прокормить большого пешего войска, а малое не создало бы им славы. Тогда как, ограничившись кавалерией, они при небольшой численности обеспечили себе и сытость, и почёт. Дошло до того, что в двадцатитысячном войске не насчитывалось и двух тысяч пехоты. В дальнейшем они проявили необычайную изворотливость для того, чтобы избавить себя и солдат от опасностей и тягот военной жизни: в стычках они не убивают друг друга, а берут в плен и не требуют выкупа, при осаде ночью не идут на приступ; обороняя город, не делают вылазок к палаткам; не окружают лагерь частоколом и рвом, не ведут кампаний в зимнее время. И всё это дозволяется их военным уставом и придумано ими нарочно для того, чтобы, как сказано, избежать опасностей и тягот военной жизни: так они довели Италию до позора и рабства». Таким образом важнейшая функция государства – оборона, была бесконтрольно отдана в руки наёмников. Наёмники, естественно, использовали появившиеся у них возможности в свою пользу, а не в пользу своих «хозяев».
Существование наёмной армии не только сделало Италию беззащитной, оно не дало возможности приступить к созданию альтернативных вооружённых сил, поскольку наёмники стали самостоятельной политической силой и могли в дальнейшем навязывать свои правила игры.