6. Жестко придерживаться стандарта
Упорное следование доктрине или плану без коррекции их в соответствии с реальными обстоятельствами ведёт к неудаче, провалу или вызывает эффект прямо противоположный ожидаемому. Попытка слишком хорошо и досконально исполнять чужую роль позволяет выявить её фальшивость. Попытка следовать теоретически созданному идеальному образу зачастую заканчивается разоблачением.
Отец китайской космической программы Цзянь Сюэсэнь родился в Китае в 1911 году. В 1936 году он приехал на учёбу в США, где учился в Массачусетском технологическом институте (Massachusetts Institute of Technology), а затем в Калифорнийском технологическом институте (California Institute of Technology). Во время Второй мировой войны Цзянь Сюэсэнь служил офицером в американской армии, а после её окончания продолжил научную карьеру и вошёл в состав Научного совета при ВВС США. Карьера Цзянь Сюэсэня в США была загублена в результате «охоты на ведьм», которую организовал сенатор МакКарти, боровшийся с распространением коммунизма.
Сюэсэня обвинили в симпатии к коммунистическим идеям, что он, впрочем, категорически отрицал, и выслали на родину в Китай, заодно лишив гражданства США. В Китае Цзянь Сюэсэнь оказался востребован, там его не стали подозревать в симпатиях к империалистическому образу жизни и империалистическим идеям. Под его руководством были созданы: первый китайский спутник, китайские баллистические ракеты, способные нести ядерный заряд, и многое другое.
Чтобы избежать коммунистической угрозы, США обезопасили себя от прокоммунистически настроенного учёного, и дали коммунистическому Китаю возможность иметь собственную боевую ракетную технику, спутники, пилотируемые космические корабли.
21 мая 1945 года по дороге из Гамбурга в Бремен была замечена небольшая группа мужчин. Она остановилась перед английским контрольно-пропускным пунктом. К проходу подошёл человек, протянувший военному чиновнику документы на имя Генриха Хитцингера. Его левый глаз был закрыт повязкой. Сильно поношенная одежда никак не выделяла его среди прочих беженцев. Однако неуверенность и наличие документов (постовые привыкли, что обычно люди шли без всяких бумаг) привлекли внимание. Этого гражданина вывели из толпы и завели в караулку. До решения его судьбы подозрительный субъект был помещён в тюремную камеру находившегося неподалеку лагеря. Субъектом оказался не кто иной, как Генрих Гиммлер, один из самых опасных военных преступников фашистской Германии. Как же получилось, что глава СС так опростоволосился? Ничего странного в этом нет. Излишняя предусмотрительность, перестраховка была общей слабой стороной агентов и сотрудников немецких секретных ведомств.
Процитируем строки из книги Е. Х. Кукриджа «Тайны английской секретной службы»:
«В ходе войны сложились такие условия, что само совершенство немецкой системы обучения явилось одной из причин её провала. Немецких агентов разоблачали очень быстро. Их действия были слишком уж невинны. С ними случалось то, что обычно происходит с молодым, неопытным сыщиком, одетым в простую одежду, которого замечают именно потому, что он явно не в своей одежде.
Под перекрёстным допросом каждый агент из шпионских школ следовал раз и навсегда установленным правилам. Там, где настоящий эмигрант волновался и давал подозрительно неточные ответы, агент, игравший роль эмигранта, выпаливал свои показания без запинки. Он вёл себя так же, как десятки его предшественников. Как только попадался один-другой, допрос шёл по проторенной дорожке: ответы допрашиваемых можно было предсказать заранее.
Нацистская тактика террора оказала агентам плохую услугу. Их учили, как переносить пытки, но искусно применяемые следователями союзников психологические методы допроса обычно смущали их и сбивали с толку. Только к этому не готовили своих агентов нацистские главари».
Если вы решили играть чью-то роль, не пытайтесь заранее отработать все возможные варианты реакций. Для типичных ролей существуют типичные ошибки, типичные колебания и типичные проблемы, связанные с типичными человеческими слабостями.
Но если случилось так, что в действительности вы, человек, лишённый большинства видимых недостатков, но хотите, чтобы люди относились к вам без предвзятости – совершайте иногда взбалмошные поступки.
Так вы будете понятны большинству тех, кто вас окружает. И это пойдёт только вам на пользу.