Психологопедагогическая деонтология

область научного знания об условиях компетентной организации специалистом среды эффективного и безопасного взаимодействия субъектов образовательного процесса. Традиционно совокупность этих условий в большей степени представлена с позиций этико-нравственного регулирования профессионального поведения специалиста образования, основывающегося на моральных и нравственных началах жизнедеятельности человека.

Однако следует учитывать, что центральное звено деонтологического компонента в профессиях типа «человек – человек» – это система взаимоотношений «помогающий специалист – субъект помощи». В нее оказывается включенным широкий спектр вопросов, связанных как с межличностным взаимодействием вообще, так и спецификой условий профессионального функционирования, в частности:

? цели и мотивы людей, их личностные характеристики, социальные установки, включение механизмов психологической защиты и боязнь проникновения в интимные стороны личности и т. д.;

? профессионально значимые и социально желательные (нежелательные) качества личности специалиста, которые могут способствовать эффективной деятельности, например таких, как необходимость проявления терпения, находчивости, умения контролировать свое поведение, умения разговаривать и др.;

? личностная вовлеченность специалиста в создание образовательной среды, в контексте которой возникают и решаются педагогические задачи;

? степень и адресность ответственности за выбор способов вмешательства в судьбу другого человека, влияние принимаемых решений на дальнейшую жизнедеятельность;

? пересечение нравственного и продуктивного (профессионального) аспектов взаимодействия;

? включенность в систему их взаимоотношений профессиональных эталонов, образовательных стандартов и норм;

? заданность содержанием педагогической деятельности иерархии занимаемых ролевых позиций («учитель – ученик», «взрослый – ребенок», «профессионал – дилетант», «принимающий решение – исполняющий решение»).

В своей совокупности данные вопросы раскрывают психологические условия выполнения должностных обязанностей в ходе осуществления специалистом образования профессиональных функций. Они отражают зависимость безопасности и психологического комфорта педагогов, учащихся, родителей от способности специалиста образования на фоне сложившихся взаимоотношений адекватно воспринимать индивидуальные особенности другого человека, конструировать паритетное (равноправное) взаимодействие, выбирая оптимальные средства для этого, дифференцировать личностную и профессиональную позицию.

Разнообразие вопросов компетентного взаимодействия субъектов образования подчеркивает, во-первых, широту «проблемного поля», требующего регулирования совместной деятельности участников образовательного процесса. Во-вторых, многоаспектность оценки профессионального поведения специалиста образования и принятых им решений. А в-третьих, не тождественность понятий «этика» и «деонтология». Их объединяющими категориями выступает круг вопросов, традиционно важных для профессионалов, работающих в системе «человек – человек». Эти вопросы касаются «ответственности», «обязанностей», «профессиональной чести и достоинства», «гуманизма», «честности» и т. д., которые, с одной стороны, могут рассматриваться как общие этические принципы профессиональной деятельности, а с другой – как профессионально-важные качества специалиста (А. Я. Иванюшкин, 1983). Таким образом, психолого-педагогическая деонтология интегрирует собственно профессиональные, этические (моральные и нравственные) и психологические (ценности, эмпатия, мотивация и др.) составляющие «успешной деятельности». Ее содержание образовано единством этических основ, компетентности (профессиональной и коммуникативной) и личностных особенностей специалиста (С. Т. Посохова, Е. И. Кривега, 1999).

Первая составляющая обеспечивает морально-нравственное регулирование деятельности в сфере образования. Она выражает закрепленную в форме определенных норм и правил профессионального поведения ответственность специалиста за соблюдение интересов всех субъектов, за обеспечение их психологического комфорта на всех этапах образовательного процесса. Вторая составляющая подразумевает высокий уровень мастерства – владение: а) системой профессиональных знаний и умений, обеспечивающей компетентное выполнение должностных функций, которые могут быть обусловлены возрастным и социально-экономическим статусом людей и зависеть от их культурных, индивидуальных, этнических, национальных, религиозных, языковых особенностей, и позволяющей защитить человека от возможного вреда; б) системой внутренних средств (рефлексивно-перцептивных, когнитивно-информационных, аффективно-эмпатийных) регуляции коммуникативных действий, способствующих созданию благоприятной атмосферы и организации продуктивного взаимодействия в образовательном процессе. Третья составляющая характеризует особенности включения личности специалиста в педагогическую ситуацию, наполнение образовательного процесса собственной психической активностью и личностно-смысловым содержанием, в соответствии с которым регулируется поведение субъекта. Она раскрывает специалиста не только как профессионала, но и как носителя личностной, бытийной мировоззренческой позиции, обозначая через зрелость нравственного сознания личностную готовность (пригодность) к деятельности в сфере образования.

Индивидуальное наполнение деонтологической основы педагогического труда отражает уровень духовно-нравственного развития специалиста, определяет степень осознания им профессиональной ответственности и границ своей компетентности, позволяя свести к минимуму неблагоприятное влияние различных факторов и обеспечить максимальную объективность (непредвзятость) профессиональных решений, фиксирует способность к профессиональному взаимодействию, обеспечивает создание условий психологического комфорта и безопасности на всех этапах образовательного процесса.

Похожие книги из библиотеки