— способность к запечатлеванию, сохранению и последующему воспроизведению (или узнаванию) того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом П. всегда связывалась с процессом ебучения (т. е. накопления информации), а попытки объяснения П. всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации. Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способом записи считали, что информация в виде какихто материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или воске. Две тысячи лет спустя франц. философ и естествоиспытатель Р. Декарт, создатель «гидравлической» модели нервной системы, предположил, что частое использование одних и тех же пустотелых трубок (так Декарт представлял себе строение нервных волокон) приводит к их растяжению и снижению сопротивления движению «жизненных духов», что сопровождается формированием навыков — т. е. запоминанием. Позже — уже в 19 и начале 20 в. — в свя^ зи с созданием таких систем, как телефонная сеть, электронновычислительные машины, магнитофоны и другие устройства, механизмы П. трактовали б соответствии с принципами, на к-рых основаны ме • ханизмы действия перечисленных выше устройств. Наконец, в связи с развитием исследований в области генетики и молекулярной биологии, раскрытием механизмов хранения генетической информации к объяснению механизмов П. привлекли уже биологич. аналогии. В частности, предполагали, что механизмы по крайней мере одного из видов П. имеют молекулярную основу (запечатлевание информации сопровождается изменениями в системе ферментов, локализующихся в нервных клетках, увеличением содержания в них нуклеиновых к-т и т. д.). Традиционно психологи, к-рые первыми стали экспериментально изучать П., выделяют четыре вида П.: двигательную, связанную с запоминанием и воспроизведением движений; образную, сферой к-рой является запоминание чувственных образов предметов, явлений и их свойств (в зависимости от типа анализатора, воспринимающего информацию, образную П. делят на зрительную, слуховую, осязательную и т. д.); словеснологическую (свойственную человеку форму П.), связанную с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий, умозаключений и т. д., этот вид памяти непосредственно связан с обучением; эмоциональную память, ответственную за запоминание и воспроизведение чувственных восприятий совместно с вызывающими их объектами. Основным процессом П. следует считать запоминание, т. к. именно оно обеспечивает полноту и точность последующего воспроизведения, а также длительность и прочность хранения запоминаемой информации. Этот процесс может иметь произвольный или непроизвольный характер. В первом случае запоминание сопровождает какиелибо действия человека и не направлено на собственно запоминание (напр., читая книгу, мы не стараемся специально запомнить чьилибо слова или описания пейзажа, но тем не менее способны воспроизвести некрые фразы, описания пейзажей, сюжетный ход повествования и т. д.). Произвольное запоминание связано с предварительной установкой на запоминание чегото определенного и, как правило, с применением спец. приемов и методов, помогающих процессу запоминания (так наз. приемов мнемотехники). Этот вид запоминания в целом более продуктивен, чем непроизвольное запоминание, однако требует более благоприятных условий (понимание и осмысливание запоминаемого материала, необходимость предельного внимания и сосредоточенности, наличия тишины и т. д.). Непременным условием повышения продуктивности произвольного запоминания является систематич. тренировка памяти. При этом одновременно тренируется непроизвольное запоминание и так наз. механич. память, не связанная с пониманием усвояемого материала. Так наз. зубрежка (т. е. заучивание, зазубривание чеголибо наизусть до автоматизма) при своей внешней непривлекательности в некрых случаях является необходимым условием успешного обучения. Напр., заучивание, зазубривание анатомич. терминов, химич. формул, уравнений и др. совершенно необходимо при обучении врача, химика, математика и т. д. Кроме того, «зубрежка» —¦ это хороший способ тренировки всех видов памяти, поскольку все они самым тесным образом связаны. Сведения, накопленные памятью человека, его знания, опыт (т. е. результат всех форм обучения) реализуются человеком в виде воспроизведения. Самой простой его формой является узнавание предметов, явлений и событий, связанных с ними, при их повторном восприятии. Гораздо сложнее воспроизведение какихлибо предметов, явлений и событий, связанных с ними, в тот момент, когда они нами не воспринимают- ся. Это — произвольное воспроизведение прошлого опыта, произвольное воспоминание (воспоминание по «заказу», по необходимости). Примером может послужить необходимость прочитать стихотворение наизусть, вспомнить химич. или математич. формулу при решении задачи и т. д. При этой форме воспроизведения повышается возможность забывания — от неспособности припомнить до полного неузнавания. Забывание при этом может быть и временным, и длительным, и постоянным, а причины его — непрочность запоминания, эмоциональное возбуждение, а также некрые психич. расстройства, злоупотребление алкоголем и т. д. Несмотря на то что П. человека в достаточной мере индивидуальна, в зависимости от прочности запоминания, точности и полноты воспроизведения и характера запоминаемого материала можно выделить словеснообразный (художественный), словеснологический (абстрактный) и промежуточные типы памяти. В пределах индивидуальной памяти выделяют еще две формы — кратковременную (или оперативную) и долговременную. На необходимость такого разграничения указывают наблюдения за больными с расстройствами П.— амнезиями. Напр., при сотрясении мозга из П. иногда выпадают события, непосредственно предшествовавшие травме, — ретроградная амнезия, а при старческой амнезии отлично вспоминаются события, происходившие в раннем детстве, но не фиксируются факты десятиминутной давности. Оперативная память удерживает сведения о раздражителе около получаса, после чего информация либо переходит в долговременную П., либо забывается. Есть основания полагать, что в основе оперативной П. лежит циркуляция возбуждения от одной нервной клетки к другой (так наз. процесс реверберации возбуждения). В основе реверберации лежит то, что одни нервные клетки центральной нервной системы воспринимают сведения о раздражителе, другие управляют ответными реакциями, а промежуточные, или вставочные, нейроны, находящиеся между ними, обрабатывают всю информацию (см. Высшая нервная деятельность). Уже доказано, что этот тип П. связан с деятельностью специальной структуры головного мозга — гиппокампа. При удалении гиппокампа, что делается иногда у больных, страдающих тяжелыми эпилептическими припадками, П. перестает функционировать и больной становится неспособным к запоминанию чеголибо нового. Вопрос о том, как оперативная П. переходит в долговременную, т. е. как именно человек запоминает чтото, пока не решен. Показано на модели условных рефлексов, что в процессе запоминания изменяется внешний вид и функция синапсов, передающих возбуждение от нейрона к нейрону. Сильно изменяется и химия нервных клеток. Опыты шведского ученого X. Хидена показали, что в процессе запоминания очень важная роль принадлежит рибонуклеиновой к-те (РНК). Известно, что РНК переносит наследственную генетич. информацию от ядра клетки в цитоплазму, где происходит синтез того или иного белка. Нервные импульсы, поступающие к нервной клет- ке, стимулируют выработку РНК, что, в свою очередь, предопределяет синтез нового белка, высокочувствительного к обусловившим его формирование знакомым импульсам. Поэтому знакомые импульсы легче возбуждают клетку, и таким образом событие фиксируется в мозге. С течением времени, если такие импульсы не поступают, белок постепенно распадается и следы запоминаемой информации стираются. Так на смену прежнему представлению об электрич. природе П. пришла идея, что в основе П. лежит электрохимич. деятельность. Изучение механизмов П. заставляет предполагать, что в мозге существуют особые механизмы функционирования для каждого из трех слагаемых П. (т. е. запечатлевания, узнавания и воспроизведения). Однако особенности этих механизмов еще далеки от раскрытия и требуют для своего разрешения усилий ученых различных специальностей (врачей, психологов, физиологов, инженеров и т. д.). На индивидуальную П. влияет множество факторов, и способность к запоминанию (и забыванию) зависит от наследственности, степени тренированности, уровня влияния эмоционального состояния, режима питания, труда и отдыха и т. д. Выделяют также видовую, или генетическую, П., обусловливающую передачу наследуемых признаков из поколения в поколение (см. Генетика, Наследственность). Этот вид П. определяет так наз. норму реакции живого организма или, другими словами, верхние и нижние пределы возможностей организма данного вида. Если же говорить конкретно, то это пределы физич. возможностей (скорости бега, силы мышц и т. д.), пределы умственных способностей (особенно для человека),/пределы устойчивости организма к действию факторов окружающей среды (температуры, давления атмосферы и концентрации кислорода и других газов в ней и т. д.). Основное и непременное условие всех проявлений индивидуального поведения —^это индивидуальная память.
Память
Другие статьи раздела
Пакет перевязочный индивидуальный
Палисадные клетки
Пальцеходящие
Память
Панариций
Пандемия
Панкреатит
Паразитарные болезни
Паразитизм (гр. параситос —
тот, кто ест за чужим столом)
Паразитоносительство
Паразиты
Параличи, парезы
Параметрит
Параподии (гр. пара — возле, подле, гр. по-дион — ножка)
Парапроктит
Парасимпатическая
нервная система
Парасимпатическая нервная система
Паратифы
Парафимоз
Парафинолечение
Паращитовидные железы (гр. пара — возле, подле; тиреоидес—щитовидный)
Паренхима
Паркинсонизм
Пародонтоз
Паротит
Партеногенез (гр. партенос — дева, геннан —
порождать)
Парша
Патология
Патронаж
Пенетрантность (лат. penetrare—проникать)
Пепсин (гр. пепсис — пищеварение)
Первичная кишка
Перевязочный материал
Перекрест
Период грудного возраста
Периодонтит
Перистальтика (гр. пери — вокруг, сталъсис — сокращение)
Перитонит
Периферическая нервная система
Периферическое
сопротивление
Перицикл (гр. пери — вокруг, киклос —
круг)
Перхоть
Пестик
Пестициды
Печень
Пиелит
Пиелонефрит
Пинг
Пиноцитоз (гр. пинейн — пить, китос — клетка)
Пиодермии
Пиорея
Пиреноиды (гр. пирен — косточка плода, эй-дос—форма)
Пиретрум
Пиримндмны
Писчий спазм
Пищеварительная система
Пищевод
Пищевой рацион
Пищевые ароматизаторы
Пищевые добавки
Пищевые концентраты
Пищевые красители
Пищевые полуфабрикаты
Пищевые токсико инфекции
Пиявки медицинские
Плазма крови
Плазматическая
мембрана
Плазмодий
Плазмолиз
Планктон (гр. планктос — блуждающий)
Пластиды (гр* пластос — оформленный, иди-он — уменьшительный суффикс)
Пластические операции
Пластыри
Плацента
Плацента (лат. placenta —
лепешка)
Плеврит
Плексит
Плешивость
Плод
Плод
Плоидность (гр. плоос — кратный)
Пломбирование зубов
Пломбирование зубов
Плоскостопие
Плоскостопие
Пневмокониозы
Пневмония
Повязки
Подагра
Подвесок
Подводный спорт
Поджелудочная железа
Подины (гр. полипус —
болезненный нарост)
Подростковый возраст
Позвоночник
Пойкилотермные животные (гр. пойкилос — изменчивый, терме — тепло)
Пол
Ползунки
Полиартрит
Полигены (гр. поли — много)
Поликлиника
Полиморфизм (гр. поли — много, морфе — форма)
Полиневрит
Полиомиелит
Полиплоиды (тр. поли — много, плоос — крат-вый)
Поллиноз
Поллюции
Половая гигиена
Половая жизнь
Половое бессилие
Половое влечение
Половое воздержание
Половое воспитание
Половое сношение
Половое созревание
Половой акт
Половой
хроматин
Половые органы
Полярное
тельце
Понос
Поперечная
плоскость
Популяция
Порог
Пороки развития
Пороки сердца
Поседение
Послед
Послербдовые заболевания
Послеродовой период
Потливость
Потница
Потовые железы
Потоотделение
Почесуха
Почечнокаменная болезнь
Почки
Почкование
Прбполис
Предельно допустимые концентрации
Предраковые заболевания
Предсердие
Предстательная железа
Предупреждающая
окраска
Предупреждение беременности
Предшественник
Преобразователи
Прививки предохранительные
Придаточные корни
Придаточные пазухи носа
Прикорм
Прикус
Природная очаговость
Прогестерон
Проглоттида (лат. pro — впереди, glottis — язык)
Проказа
Проктит
Пролежень
Промывание желудка
Проницаемость
Прорезывание зубов
Простатит
Простетическая группа
Прострел
Протезы
Протезы глаз
Протеины (гр. протос — первый)
Противовоспалительные средства
Противозачаточные средства
Протисты (гр. протиста —
самый первый)
Протокооперация (гр. протос — первый, лат. cooperatio —
сотрудничество)
Протон (гр. протос —
первый)
Протонема (гр. протос — первый, нема — нить)
Профаза (лат. pro — перед, гр. фасис —
фаза)
Пряности
Пряности
Псевдоподии (гр. псеудес — ложный, п ус —
нога)
Психиатрия
Психиатрия
Психика
Психика
Психические болезни
Психические расстройства
Психическое развитие ребёнка
Психогигиена
Психозы
Психопрофилактйческая подготовка беременных к родам
Псориаз
Пульпит
Пульс
Пупок
Пурины
Пыль
Пыльник
Пыльца