Психогигиена

изучает условия поддержания и укрепления психического здоровья, разрабатывает правила поведения, способствующие сохранению психического здоровья. Психич. здоровье — это состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, проявляющееся ровным устойчивым настроением, способностью быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и их преодолевать, способностью в короткое время восстанавливать душевное равновесие. Нарушение психич. здоровья не равноценно душевной болезни. Такие нарушения обычно носят временный характер и наблюдаются у практически здоровых лиц. Человек как биологич. вид формировался тысячелетиями. Постоянное изменение условий жизни и, в частности, наблюдаемая в 20 в. технич. революция воздействуют на человека потоком сверхсильных раздражителей. В этих условиях в порядке приспособления смещается диапазон восприятия, как правило, в сторону его снижения. Так, современный городской житель не слышит столь чутко, не видит столь остро, как первобытный человек и даже как человек, живущий в деревне. Окруженный сверхсильными звуковыми или световыми раздражителями, современный человек приспосабливается к этим высоким уровням раздражений и у него снижается острота слуховых и зрительных восприятий. Но такое приспособление не безразлично для здоровья и требует значительных психич. и эмоциональных затрат. Человек на сильный шум отвечает повышенной психич. возбу- димостью, раздражительностью, нарушениями сна. Напр., постоянная громкая музыка в квартире — прямая угроза психич. здоровью слушателей. Поэтому государство и все члены обва должны бороться с шумом на улицах, на производстве, дома. Избыток зрительных раздражений — многочасовой просмотр телевизионных программ, передвижение с большими скоростями — создает фон чрезмерной психич. нагрузки. Часто люди отмечают, что поездка на работу и с работы утомляет их больше, чем сама работа. Во избежание таких перегрузок следует рекомендовать в свободное от работы время создавать обстановку, лишенную чрезмерных раздражителей: покой, вечерние прогулки в парках, ограничение застолий, просмотра программ телевидения, слушания радио, отдых в выходные дни на лоне природы (см. Отдых). Предупреждение болезненных психич. реакций в процессе общения людей — это серьезная задача П. Отрицательные реакции могут возникать как дома, так и на работе. Следует помнить, что настроение и его проявление вызывают соответствующий резонанс среди окружающих — веселый человек поднимает настроение, опечаленный, озлобленный — огорчает. Одно резкое слово, одна несправедливость уже вызывают отрицательные эмоции. Нередко неправильно сложившиеся внутрисемейные отношения (см. Брак, психогигиена брачных и семейных отношений) травмируют психику. Как правило, это бывает, когда в семье отсутствуют доброта, справедливость. Стремление одного члена семьи подчинить, унизить, наказать другого нарушает психически здоровый климат всей семьи, особенно страдают дети. При отсутствии любви, доброты, понимания, при жестокости родителей в детях развиваются такие черты, как упрямство, непослушание или трусость, безынициативность, безволие. Часто ожидание наказания вызывает тревожное настроение, легко переходящее в агрессию, вначале по отношению к более слабым (младшим детям, животным), а потом к сверстникам, как близким, так и посторонним. Семья, где присутствуют жестокость, злоба,— психически неполноценная семья, нередко рождающая в потомстве психически больных. Примером такой неполноценной семьи служит семья алкоголиков. Отрицательно сказывается на психике отсутствие психологич. комфорта на работе. В возникающих конфликтах, к-рыми нередко охватываются служащие, трудно сохранять самообладание и объективность. Повышенный фон эмоционального напряжения искажает у людей оценку происходящего. Даже нейтральные слова и поступки конфликтующих лиц воспринимаются неправильно. Соответственно и ответные реакции теряют объективность. Через некрое время от начала конфликта у ряда лиц утрачивается чувство справедливости. Страдает эффективность работы, страдают люди, страдает их психика. Ключ к предупреждению таких ситуаций — повышение личной и общественной культуры общения, взаимопомощь, уважение к товарищам, доброжелательность, взаимопонимание. Это в одинаковой мере относится как к отношениям среди служащих, занимающих равное положение, так и к руководителям и подчиненным. Культура общения заключается прелсде всего в самообладании, умении не проявлять плохого настроения, отрицательных эмоций, в такте — умении соотнести свои переживания с переживанием соседа, не делать, не говорить того, что неприятно услышать соседу. Культурные люди, контролирующие свое поведение, легки и приятны в общении, создают тот необходимый положительный микроклимат на работе, к-рый способствует хорошему настроению и щадит психику окружающих. Разумеется, в некрых случаях, когда установлен источник зла, когда это исходит от одного человека и воспитательные меры не приносят должного эффекта, следует освобождать коллектив от такого человека. В общении людей огромное значение имеют их нравственные принципы, Но контролю и тренировке подлежат не только эти принципы, но и воля, эмоции, интеллект и др. Воспитание .психич. функций, формирование гармоничного развития личности начинается с раннего детства. Развитие в ребенке доброты, сострадания, заботы, желания помочь больному и слабому, чувства благодарности, скромности — это воспитание и эмоциональное, и нравственное (см. Психическое развитие ребенка). Развитие терпения, настойчивости, умения навести порядок, организовать последовательно свои действия, стремления создавать, боязнь разрушать, умения действовать целенаправленно, имея в виду определенную задачу,— это воспитание и волевое, и нравственное. Развитие умственных способностей, их тренировка — это воспитание интеллектуальное и волевое, а высокое развитие интеллекта дает возможность правильно оценивать окружающее. По мере роста ребенка снижается влияние на него окружающей среды — человек становится менее зависим от прямых указаний в своих решениях и поступках. В этот период возрастает роль самовоспитания, к-рое тем успешнее, чем более высокие нравственные устои были заложены в детстве. Самовоспитание — обязательное требование обва к своим сочленам, ибо никакое общественное воспитание не дает должных результатов без ответного стремления индивидуума сообразовывать свои поступки с принятыми в обве нормами поведения. Воспитание совершенной личности означает и воспитание психически здорового человека. Такой человек умеет сдерживать отрицательные эмоции, щадит окружающих, ему не свойствен эгоизм, жадность, стяжательство, он способен к состраданию и заботе. Эти качества обеспечивают такому человеку уважение и любовь среди окружающих. Умение правильно оценить себя и свои возможности предохраняет такого человека от ненужных и бесцельных переживаний и разочарований. Любовь к труду, добросовестность и усердие обеспечивают ему личную удовлетворенность. Настойчивость, терпение и самоконтроль помогают преодолевать неизбежные в жизни затруднения. Особое значение для душевного благополучия имеет самодисциплина. Владеющий собой человек не создает конфликтов и тушит возникающие. Перечисленные положительные психич. свойства, оцениваемые нравственными категориями, делают человека приятным для окружающих и ценным членом обва. П. неразрывно связана с гигиеной брака (см. Половая жизнь) и половым воспитанием. Благополучный брак немыслим без душевной чистоты, чуткости, доброты, заботливости, любви — эмоциональных и нравственных качеств, развитие и сохранение к-рых подразумевается П. Соблюдение норм П.— необходимое условие не только психич., но и физич. здоровья. Она предохраняет от функциональных нарушений психики (неврозов, реактивных психич. состояний), психич. истощения, преждевременного старения. Разумеется, нельзя говорить о П. тогда, когда материальная основа психики — мозг человека — подвергается воздействию сильнодействующих и отравляющих веществ. Злоупотребление алкоголем, применение без необходимости или соответствующего мед. контроля средств психич. воздействия (успокаивающие, возбуждающие) нарушают режим сна, отдыха, работы (см. Труд). Исключение этих психотравмирующих факторов является обязательным требованием П. Существенную роль в П. играет П. умственного труда — см. Гигиена умственного труда и П. обучения. Последняя представляет собой свод условий и правил, при к-рых обучение выполняется с наибольшим успехом и наименьшими потерями. П. обучения является примером гармоничного сочетанного психич. и физич. труда. Наибольшая нагрузка в процессе учебы падает на психич. сферу, на основные психич. функции: интеллектуальную, волевую, эмоциональную, а также на органы зрения и слуха. Длительное сохранение сидячей позы приводит к однообразной нагрузке на часть мышечной системы при пассивности другой ее части. Все это усугубляется возможным недостатком кислорода, связанным с пребыванием в закрытом помещении, снижением объема дыхания, вентиляции легких. Поэтому основными условиями успешной учебы являются равномерность, постепенность, разнообразие и посильность нагрузки в сочетании с физич. разумными нагрузками. Эти условия должны соблюдаться систематически, но особенно в начале обучения, когда создается правильный стереотип занятий. Чем моложе возраст, тем меньше способность к сосредоточению и выполнению однообразной работы. Ребенок подвижен, легко отвлекается. Задачи родителей и учителей сочетать эти особенности ребенка с необходимым разнообразием в процессе занятий, так, напр., нельзя насильно ограничивать подвижность ребенка — нужно дать ей выход, но упорядоченный, регулярный. Через определенные промежутки времени ребенок должен попрыгать, пошуметь, после чего вернуться к урокам. Нельзя заставлять его заниматься долго одним предметом — при возрастании утомления целесообразно переключить внимание ребенка на чтолибо другое, предложить сделать зарядку, прочесть стихи, спеть и т. п. Целесообразно также перемежать учебные занятия с физич. упражнениями. С годами в процессе обучения возрастет способность к однообразным и неравномерным по интенсивности занятиям. Однако следует помнить, что равномерность, разнообразие и посильность нагрузки должны соблюдаться неукоснительно. Несоблюдение равномерности в занятиях отрицательно сказывается на развитии умственных способностей. Так, избыток материала, для усвоения к-рого требуется только память, а не понимание, развивает память, но снижает другие умственные способности. Пропуск занятий — это не только пропуск в знаниях, но и снижение тренированности, на фоне к-рой даже обычная нагрузка затруднительна. Поэтому прогрессирующая утрата интереса к учебе у тех, кто плохо учится я пропускает занятия, имеет не только моральное, но и физиологич. объяснение —¦ потеря трудоспособности вследствие нетренированности. Однообразие занятий приводит к переутомлению, утрате интереса, к физич. вялости, слабости. Непосильность нагрузки приводит к психич. переутомлению. Когда человек ставит перед собой задачу выше своих психич. и физич. возможностей, когда ребенок вынужден выполнять честолюбивые требования родителей, это приводит к плачевным результатам. Возникают не только признаки физич. утомления, но и ухудшается психич. состояние, что может проявляться подавленностью, необоснованными тревогами, тягостными ощущениями своей неполноценности по сравнению с соучениками. В результате могут появиться изменения характера (упрямство, зависть, злобность). Такой человек для достижения цели может использовать безнравственные средства. Обучение же с соблюдением психогигиенич. норм оставило бы его здоровым и сделало полезным и уважаемым человеком. Овладевать новыми знаниями желательно всю жизнь. Освоение смежных и дополнительных профессий полезно для развития и обогащения личности. Так же благотворно действует на личность изучение иностранного языка, приобретение новых знаний в области искусства и пр. Тренировка своих психич. функций предотвращает возрастное снижение умственных способностей, а расширение крзпгозора, сферы интересов определяет полноценность духовной жизни до последних дней существования человека. За период отдыха человек должен освободиться от действия перегрузок повседневной жизни и восстановить силы. Понятно, что перегрузки индивидуальны, поэтому вид отдыха каждый человек должен выбирать не только с учетом личных интересов, но и врачебных советов. Однако можно дать некрые общие рекомендации. Так, для горожанина обязателен отдых на природе с соблюдением максимальной тишины. Никогда отдых не должен быть пассивным, в этом случае результатом его будет расслабленность, но не восстановление энергии. Для восстановления сил разумно соблюдать посильный и постепенно повышающийся уровень физич. тренированности — от регулярной зарядки до туристических походов (см. Туризм). Меру допустимых физич. нагрузок перед отдыхом следует также согласовывать с врачом. Показателем правильно проведенного отдыха является ощущение энергии, хорошее настроение и устойчивое здоровье в последующие месяцы. Неправильный отдых может не только не восстановить силы, но привести к утрате здоровья. Основные ошибки, совершаемые людьми во время отдыха, связаны с желанием быстро «добрать», пополнить недостающее; так, северянин стремится к неразумному чрезмерному использованию солнца, ведущий сидячий образ жизни — к трудному туристич. походу, человек, скованный строгим трудовым регламентом, стремится к чрезмерным развлечениям. Сознание «свободы» от повседневного регламента в период отдыха вызывает понятную приподнятость настроения, но в то же время некрые недостаточно организованные лица допускают излишнюю свободу поведения. Это сопровождается сомнительными знакомствами и неконтролируемым приемом алкоголя. Следует помнить, что алкоголизм опустошает личность, поэтому прием спиртного противоречит целям отдыха. Резкая смена режима и внезапные перегрузки приводят к нежелательным, а иногда и опасным для жизни последствиям. Доказательством неправильно проведенного отдыха служит нередко наблюдаемое заболевание при возвращении к трудовым обязанностям. Т. о., постоянное, разумное, рациональное соблюдение правил П. в течение всей жизни человека при условии консультации в необходимых случаях с врачом является гарантией сохранения полноценной психич. деятельности и высокого морального уровня человека в течение всей его жизни.

Другие статьи раздела

Пакет перевязочный индивидуальный Палисадные клетки Пальцеходящие Память Панариций Пандемия Панкреатит Паразитарные болезни Паразитизм (гр. параситос — тот, кто ест за чужим столом) Паразитоносительство Паразиты Параличи, парезы Параметрит Параподии (гр. пара — возле, подле, гр. по-дион — ножка) Парапроктит Парасимпатическая нервная система Парасимпатическая нервная система Паратифы Парафимоз Парафинолечение Паращитовидные железы (гр. пара — возле, подле; тиреоидес—щитовидный) Паренхима Паркинсонизм Пародонтоз Паротит Партеногенез (гр. партенос — дева, геннан — порождать) Парша Патология Патронаж Пенетрантность (лат. penetrare—проникать) Пепсин (гр. пепсис — пищеварение) Первичная кишка Перевязочный материал Перекрест Период грудного возраста Периодонтит Перистальтика (гр. пери — вокруг, сталъсис — сокращение) Перитонит Периферическая нервная система Периферическое сопротивление Перицикл (гр. пери — вокруг, киклос — круг) Перхоть Пестик Пестициды Печень Пиелит Пиелонефрит Пинг Пиноцитоз (гр. пинейн — пить, китос — клет­ка) Пиодермии Пиорея Пиреноиды (гр. пирен — косточка плода, эй-дос—форма) Пиретрум Пиримндмны Писчий спазм Пищеварительная система Пищевод Пищевой рацион Пищевые ароматизаторы Пищевые добавки Пищевые концентраты Пищевые красители Пищевые полуфабрикаты Пищевые токсико инфекции Пиявки медицинские Плазма крови Плазматическая мембрана Плазмодий Плазмолиз Планктон (гр. планктос — блуждающий) Пластиды (гр* пластос — оформленный, иди-он — уменьшительный суффикс) Пластические операции Пластыри Плацента Плацента (лат. placenta — лепешка) Плеврит Плексит Плешивость Плод Плод Плоидность (гр. плоос — кратный) Пломбирование зубов Пломбирование зубов Плоскостопие Плоскостопие Пневмокониозы Пневмония Повязки Подагра Подвесок Подводный спорт Поджелудочная железа Подины (гр. полипус — болезненный нарост) Подростковый возраст Позвоночник Пойкилотермные животные (гр. пойкилос — изменчивый, терме — тепло) Пол Ползунки Полиартрит Полигены (гр. поли — много) Поликлиника Полиморфизм (гр. поли — много, морфе — форма) Полиневрит Полиомиелит Полиплоиды (тр. поли — много, плоос — крат-вый) Поллиноз Поллюции Половая гигиена Половая жизнь Половое бессилие Половое влечение Половое воздержание Половое воспитание Половое сношение Половое созревание Половой акт Половой хроматин Половые органы Полярное тельце Понос Поперечная плоскость Популяция Порог Пороки развития Пороки сердца Поседение Послед Послербдовые заболевания Послеродовой период Потливость Потница Потовые железы Потоотделение Почесуха Почечнокаменная болезнь Почки Почкование Прбполис Предельно допустимые концентрации Предраковые заболевания Предсердие Предстательная железа Предупреждающая окраска Предупреждение беременности Предшественник Преобразователи Прививки предохранительные Придаточные корни Придаточные пазухи носа Прикорм Прикус Природная очаговость Прогестерон Проглоттида (лат. pro — впереди, glottis — язык) Проказа Проктит Пролежень Промывание желудка Проницаемость Прорезывание зубов Простатит Простетическая группа Прострел Протезы Протезы глаз Протеины (гр. протос — первый) Противовоспалительные средства Противозачаточные средства Протисты (гр. протиста — самый первый) Протокооперация (гр. протос — первый, лат. cooperatio — сотрудничество) Протон (гр. протос — первый) Протонема (гр. протос — первый, нема — нить) Профаза (лат. pro — перед, гр. фасис — фаза) Пряности Пряности Псевдоподии (гр. псеудес — ложный, п ус — нога) Психиатрия Психиатрия Психика Психика Психические болезни Психические расстройства Психическое развитие ребёнка Психогигиена Психозы Психопрофилактйческая подготовка беременных к родам Псориаз Пульпит Пульс Пупок Пурины Пыль Пыльник Пыльца