Послеродовая депрессия – ложка дегтя в бочке меда
Порой ситуация складывается парадоксальным образом: женщина становится мамой чудесного малыша, роды проходят даже если и не идеально, то, по крайней мере, без приключений и осложнений, отец ребенка рад и горд, семья счастлива, маме помогают родственники и эмоционально поддерживают друзья… Словом, все благоприятные обстоятельства, которые я смогла придумать, в наличии… И, тем не менее, уже в роддоме мама сама не знает, как реагировать на ребенка: то улыбается, то тоскует, то исступленно зацеловывает, то даже кормить не хочет, а едва приехав домой, впадает в истерику или безудержные слезы – причем совершенно «на ровном месте», не может есть и спать (как вариант – по утрам практически не может заставить себя проснуться), теряет в весе (либо, наоборот, не может ограничить себя в еде и резко полнеет), все забывает и ни на чем не может сосредоточиться, мучается чувством вины без видимых на то причин, и ничто ее не радует…
Окружающие понимают: что-то серьезно не так, однако не могут помочь, не понимая причин происходящего, а приглашенный доктор сообщает: «Послеродовая депрессия!» Семья пожимает плачами – депрессия? Эка невидаль, ерунда, само рассосется, какая может быть печаль, когда у нее все есть: муж, дом, подгузники и автоматическая стиральная машина?!.. А между тем ничего не «рассасывается», мама тоскует, молоко пропадает…
Что же делать? И что это вообще такое – послеродовая депрессия?
Вопреки мнению о том, что это всего лишь блажь, усталость либо дурной характер, надо понимать, что послеродовая депрессия – заболевание, которое развивается у матери в первые месяцы после рождения ребенка. Характерными признаками являются грусть, ощущение безысходности, утраты оптимизма и радости жизни, появление устойчивой и беспричинной тревоги и беспокойства, слезливости и раздражительности.
Жизненный тонус падает настолько, что маме может быть даже тяжело заботиться о ребенке, ухаживать за ним, исчезает аппетит, а за ним и лактация…
Мама вдруг понимает, что не любит ни своего ребенка, ни себя, ни мужа, ни вообще весь белый свет. Ее все раздражают, и в особенный ужас приводит мысль: «Раз я не радуюсь материнству – значит я совсем никудышная мать, и зачем вообще я рожала?!» Посещают и мысли о том, что «нормальная жизнь теперь закончилась», что «никто не понимает» и так далее – глубина эмоционального провала иногда бывает просто чудовищной.
Отчего же так случается? Факторами риска являются депрессивные состояния в прошлом (склонность мамы к депрессиям), конфликт с родными, с отцом ребенка, серьезное заболевание малыша (либо рождение мертвого ребенка), серьезный стресс в жизни мамы, не связанный с родами (к примеру, смерть кого-то из родственников или друзей, стихийное бедствие и т. д.). Беременная женщина и молодая мама – существа с чрезвычайно уязвимой психикой, поскольку репродуктивная и эндокринная система женщины тесно связаны, и сбои в одной из них немедленно ведут за собой неполадки в другой (наглядными примерами служат ПМС и климакс). Естественно, что и беременность, и роды, и грудное вскармливание не могут не отражаться на эмоциональном состоянии, ведь гормональный баланс существенно меняется: отторгается плацента, которая раньше его регулировала в значительной степени, вбрасывается огромное количество гормонов в процессе родов, а после них организм как бы «отдыхает». Вот этот переходный период, необходимый для восстановления всех функций и стабилизации лактации, длится около полутора месяцев, в течение которых любая женщина эмоционально нестабильна и очень ранима, а ее психика находится в состоянии неустойчивого равновесия, которое и называют послеродовой депрессией.
Также предпосылками к возникновению депрессии являются искусственно стимулированные роды или кесарево сечение (в отличие от натурального окситоцина, выделяющиеся в естественных родах, который, как мы уже говорили, способствует «забыванию» родовой боли, – «искусственный» гормон способствует только маточным сокращениям, а вот все неприятные моменты родов остаются у мамы в памяти).
Еще одним негативным фактором является нарушение естественного течения событий после родов – когда мама не получает возможности в полной мере пережить момент первого контакта с малышом в первый час после рождения, т. е. не происходит образования прочной эмоционально-физической связи. Прикладывание ребенка к груди в первый час после родов приводит маму в норму и физиологически, и психологически, а возможность «пообщаться» – погладить, потискать, полюбоваться, понюхать, покормить – способствует мощному выбросу собственных, естественных гормонов окситоцина и пролактина, и дает импульс для пробуждения материнской любви, которая поможет ей преодолеть все последующие трудности. Замечено, что у мамочек после естественных родов срабатывает своеобразная «автоанестезия», и они практически не беспокоятся о своем собственном состоянии, думая только о малыше, – и наоборот, если роды так или иначе прошли с вмешательствами, маму больше волнует собственный дискомфорт, чем ребенок.
И, конечно, в качестве причины может выступать отсутствие возможности наладить грудное вскармливание. При нормальной лактации проблем с депрессией практически не возникает – в особенности если и все остальные факторы риска отсутствуют. Однако если мама не может кормить грудью, нарушения гормонального баланса нарастают, и депрессия проявляется во всей своей красе.
Вот что говорят результаты опроса, проведенного на одном из российских родительских форумов – kid.ru:
Таблица 13
В принципе, молодые мамы нередко чувствуют себя усталыми и разбитыми в первые недели после родов (вследствие недосыпания, плохого самочувствия), но от депрессии это состояние отличается тем, что общее настроение хорошее, к ребенку мама испытывает положительные чувства, а главное, основной негатив уходит довольно быстро, не затягивается на месяцы, как при депрессии.
Редко, но случается и острая форма депрессии – послеродовой психоз, характерными признаками которого являются галлюцинации, странности в поведении, попытки причинить вред себе или ребенку (мимолетные мысли о самоубийстве и причинении вреда своему малышу могут посещать во время послеродовой депрессии, однако при психозе подобные мысли устойчивы и могут толкнуть на реальные действия). Если у вас проявляется нечто подобное – немедленно обратитесь к врачу, так как без лечения прогноз неутешителен, и состояние может стремительно ухудшаться, что ставит под угрозу здоровье и мамы, и малыша.
Поскольку послеродовая депрессия – это болезнь, ее, конечно же, нужно лечить не откладывая. Врачи, как мы уже выяснили, полагают, что это состояние вызвано изменением гормонального фона в организме после родов – поэтому женщине назначают антидепрессанты (подбирая безопасные для грудного вскармливания) и предлагают пройти курс психотерапии. Доктор проведет осмотр и подробно расспросит о симптомах – не бойтесь говорить обо всем, что чувствуете, это в ваших же интересах. Послеродовая депрессия – не такая уж и редкость (по оценкам психологов, это состояние так или иначе, просто в различной степени, переживает подавляющее большинство женщин – около 70 %), и лечение практически всегда проходит успешно.
Дальнейшее – в ваших руках. Очень здорово, если молодую маму поддержат семья и друзья, если самые близкие люди проявят терпение и понимание, – в таком случае справиться с проблемой можно будет довольно быстро – а вот без их помощи избавиться от депрессии будет сложно, ведь маме нужны прогулки на свежем воздухе, правильное питание, физическая нагрузка, много позитивных эмоций и возможность высыпаться.
Однако самое главное, что нужно помнить при этом: семье нужно не освободить мамочку «от всего на свете» включая ребенка, а разгрузить ее именно для того, чтобы на малыше она и сосредоточилась максимально. Ведь чем меньше мама занимается ребенком, тем больше углубляется психоэмоциональный разрыв между ними, и тем больше депрессивное состояние может усугубиться. А больше всех пострадает, конечно, малыш, на котором так или иначе фокусируется мамин негатив, подавленный в силу «неблаговидности», социального неодобрения таких эмоций. Но детки – очень чуткие локаторы и прекрасно улавливают, как к ним относятся на самом деле. Постоянный диссонанс между потребностью в любви и маминым скрытым неприятием очень ранят маленького – и сейчас, и в дальнейшем. И, конечно, необходимо гнать от себя чувство вины: послеродовая депрессия не означает, что женщина не способна стать хорошей мамой. У вас все получится! Просто дайте себе время. А понимание того, что с вами происходит на самом деле, значительно облегчает ситуацию.