Торфяные «горы»

Вот и весна, свет немеркнущий дня,

Нежные краски чаруют меня.

От невысоких и тонких растений

Еле заметны короткие тени.

В отблеске нежной зари бледно-розовой

Светится ствол низкорослый березовый;

Рядом цветочек — невзрачен и мал —

Яркою точкой во мху засверкал.

Сколько цветов — ярко-желтых и синих —

Глянет, как только растопится иней!

Б. А. Радкевич

Настоящие горы торфа возвышаются над ерсеями (топями и мочажинами) до 8 м. Эти горы, названные буграми (в отличие от низких гряд и кочек более южных болот), и создают «лицо» особого, бугристого типа болот. Более всего бугристые болота присущи лесотундре, хотя проникают они в южную тундру и в северную тайгу. Часто на севере они образуют сложные системы с полигональными болотами, а на юге — с аапа и другими типами.

Бугристые болота всегда привлекали внимание болотоведов, ботаников, географов своей необычностью и загадочностью происхождения. Их исследовали Н. И. Пьявченко, Ю. Д. Цинзерлинг, Н. Я. Кац, М. С. Боч и многие другие ученые.

Бугристые болота занимают огромные площади на севере Кольского полуострова, в Малоземельской и Болынеземельской тундре (в Припечорье) и на севере Западной Сибири.

Изучив растительность Таз-Енисейского междуречья в Западной Сибири, Н. И. Пьявченко писал: «С воздуха ясно видны крупные торфяные бугры различных очертаний, но чаще сглаженной, округлой формы. Целые группы их покрыты то белесым саваном лишайников, то бурым тоном вересковых кустарничков, а иногда и редкой древесной растительностью. Местами хорошо выделяются черно-коричневой окраской обнаженные вершины крупных бугров, а также отдельные бугры-останцы, окруженные водным кольцом или разбросанные среди небольших озерков. Отчетливо выделяются обрывистые торфяные берега термокарстовых озер. Бугры разделены сетью мочажин, соединяющихся с озерками; на крупных участках мерзлых торфяников заметны округлые воронки термокарста со светлоокрашенным покровом из сфагновых мхов».

В чем же причина образования торфяных бугров? Ученые выдвинули несколько гипотез, из которых наиболее вероятными считаются две. По одной из них бугры образовались при мерзлотном выпирании грунта. Другая, эрозионная гипотеза, принадлежит Н. И. Пьявченко. Николай Иванович считал, что во время теплых периодов голоцена на территории современной лесотундры господствовали леса и активно нарастали торфяные болота. Похолодание, наступившее 4000–3000 лет назад, привело к отступлению леса и образованию вечной мерзлоты в минеральных и торфяных грунтах. Около 2000 лет назад климат вновь стал теплее — и началось бурное таяние скопившихся масс снега, в результате чего произошло размывание ровных поверхностей болот. Но остатки мерзлоты кое-где сохранились.

Так сформировались торфяные болота, где бугры — реликты прежних ровных болот, а ерсеи — размытые понижения, заросшие позже гидрофильными растениями. Одни бугры разрушаются дальше, другие — еще более вспучиваются (за счет формирования под ними мерзлых минеральных подушек). И в настоящее время почти везде на бугристых болотах под буграми мерзлота сохраняется все лето, а под ерсеями оттаивает.

Известный в нашей стране гидролог С. М. Новиков, подробно изучавший в 60-70-е гг. бугристые болота севера Западной Сибири, считает, что и в наше время над созданием бугристых болот «работают» два процесса одновременно: мерзлотное пучение и водно-тепловая эрозия. Это значит, что на одном и том же болоте могут возникать новые бугры от морозного пучения. Здесь же протаивают полосы и пятна торфа, и тогда они становятся ниже неоттаявщих участков.

Торфяные «горы»

— AD —

Рис. 95. План участка бугристого болота по р. Усе [по: Пьявченко, 1955]. 1 — торфяные бугры, 2 — ерсеи (мочажины), 3 — внутриболотные озера.

А теперь обратимся к конкретному описанию бугристого болота из бассейна р. Усы, притока р. Печоры (Центр. Коми). Зональный тип растительности этой территории — березово-еловая лесотундра, но местами встречаются и кустарничковые тундры. Болото, изученное Н. И. Пьявченко, неоднородно. На периферии его бугры плоские, невысокие (1.5–2 м), а в центре — крупные и высокие: в среднем — до 3 м, а диаметром — 15–30 м (рис. 95). Бугры, как сопки, возвышаются над множеством озерков, мочажин и топей. Верхушки бугров часто обнажены, торф покрыт трещинами и интенсивно разрушается. Из трещин выступают стволы и корни когда-то росших здесь крупных деревьев. Склоны бугров покрыты лишайниками и редкими кустиками морошки, багульника, голубики и карликовой березки.

Торфяные «горы»

Рис. 96. Фрагмент профиля крупнобугристого болота в Западной Сибири [по: Новиков, Усова, 1979]. 1 — торф, 2 — минеральный грунт (а — талый, б — мерзлый).

Другие бугры густо обросли кустарничками с примесью осок и арктоуса альпийского. Под ними сплошной покров зеленых мхов (дикранума, политрихума) и лишайников. На склонах он более густой, и кроме перечисленных растений здесь много морошки и поляники. Мочажины между этими буграми осоково-сфагновые и осоково-гипновые с пухоносом, сабельником, вахтой, евтрофными и мезотрофными сфагнами. Основание всех бугров, как уже говорилось, минеральное, мерзлое, а низины — талые, Глубина торфа везде 2–2.5 м. Торф низинный.

Интересное исследование проведено С. М. Новиковым и Л. И. Усовой. Ученые показали, что бугры и топи разного возраста. Первыми, 8000–9000 лет назад, начали формироваться торфа в небольших понижениях рельефа (там, где сейчас бугры). Позже, через 1000–2000 лет, торф «наползал» на минеральные повышения — и образовалось единое болото. Так оно росло еще несколько тысяч лет, пока климат был теплым. Но с похолоданием климата (2000–2500 лет назад) в минеральных грунтах и в торфе сформировалась вечная мерзлота, которая местами как бы вспучивалась из-за насыщения грунта линзами льда. Места бывших углублений приподнялись и стали выше бывших повышений на 1–1.5 м (рис. 96). Так получилось, что торф под буграми оказался более старым, хотя дно их выше.

Везде ли растительность бугристых болот одинакова? Нет, конечно. Например, в Таз-Енисейском междуречье бугры тоже с минеральным мерзлым основанием, но на них изредка встречаются деревья: лиственница сибирская, кедр, береза тощая. И торфа здесь больше: до 3.5 м. А на Кольском полуострове минерального ядра в буграх нет; он весь торфяной, но внутри тоже мерзлый.

Похожие книги из библиотеки