Ложь, связанная с общением

Вслед за белой ложью я хочу поговорить о лжи, связанной с общением, которая представляет собой более серьезную разновидность обмана. Во многих случаях этот вид лжи является значительной проблемой, когда это делают взрослые, например, когда изменяют супругу. Очевидно, что чем крепче отношения между мужчиной и женщиной, тем серьезнее ложь, связанная с неверностью. Хотя многие старшеклассники сильно влюбляются, в целом то, что происходит между ними, не может сравниться с отношениями взрослых людей, где большую роль играют секс, создание семьи и рождение детей.

Почти все мои знакомые в один голос твердят, что мы честнее и откровеннее с лучшими друзьями того же пола, что и мы сами, чем с любимой девушкой или молодым человеком. Но многие также скажут, что они более честны и открыты со своими любимыми, а не с друзьями. Получается, что мы наиболее честны, когда общаемся с лучшими друзьями, затем следуют те, кого мы любим, а потом приятели. Все мои лучшие друзья согласны, что ни одна девушка не сравнится с другом, и если бы пришлось выбирать между любимой девушкой и лучшими друзьями, то они отказались бы от девушки. Так на самом деле и происходит.

Недавно я познакомил одного своего друга с девушкой, и они друг другу очень понравились. Но почему-то эта девушка вдруг обозлилась на меня (а мы с ней дружили). Мы с другом не поняли, что на нее нашло, но это как-то было связано с отношениями, которые у них развивались. Хотя мне хотелось дружить с ними двумя, мой друг знал, что тогда наша дружба будет под вопросом. И он решил порвать с девушкой, потому что считал нашу с ним дружбу более важной, и я ему за это благодарен.

В прошлом учебном году один мой друг перешел все мыслимые границы, изменяя своей подруге сразу с тремя другими девушками! Тяжеловато так крутиться, чтобы тебя при этом не поймали, но в течение многих недель, пока она во всем не убедилась наверняка, он все врал и врал ей. Когда же правда открылась, их отношения были закончены: девушке было очень неприятно, что он так заврался.

Ложь, связанная с отношениями, всегда предполагает некоторую степень изоляции. Для детей друзья и враги — это очень важно, поэтому возникает множество социальных группировок и компаний (с возрастом это проходит). Правда, некоторых детей туда не примут. Из-за этого часто возникает ложь, с помощью которой кого-то пытаются не допустить в компанию.

Помню, несколько лет назад мы с друзьями ехали в автобусе и планировали, как проведем день рождения Майка. Вдруг мы заметили, что рядом с нами стоит парень, которого Майк не хотел приглашать. «Кто-то собирается праздновать день рождения?» — спросил он. Я тут же придумал, что соврать, чтобы спасти ситуацию. «Да вот, понимаешь, — начал я, — мы хотели нагрянуть к сестре на день рождения, но поняли, что не выйдет». Эта ложь запомнилась мне потому, что позднее человек, которому я наврал, узнал и о празднике, и о том, что я его обманул, и воспринял это как предательство с моей стороны. Когда от такой лжи кому-то плохо, то ее уже нельзя назвать белой ложью (это скорее ложь, связанная с общением).

Независимо от того, что взрослые, вероятно, чаще обманывают в области взаимоотношений с другими людьми (например, в том, что касается брака, супружеской измены или детей), дети все же чаще допускают ложь, связанную с общением, потому что дети больше общаются. Когда дети повзрослеют, они покинут свои детские компании. Взрослых тоже волнуют взаимоотношения с друзьями, но в целом, похоже, они считают, что друзья приходят и уходят, поэтому не стоит слишком огорчаться по поводу взаимоотношений с ними. С другой стороны, дети в школе активно дружат друг с другом и образуют компании. Для подростка весьма важны социальный статус, сколько у него друзей и часто ли его высмеивают.

Когда мы поехали в летний семейный лагерь, я увидел, как это бывает. Поскольку мы были там в первый раз, мы никого не знали, а все остальные, похоже, приезжали в лагерь уже много лет подряд и были друг с другом хорошо знакомы. Поскольку все «старожилы» давно знали друг друга, они проводили время вместе. Это касалось и взрослых, и детей. В первый вечер мы с сестрой почувствовали, что мы как бы в стороне ото всех, ведь мы там никого не знали, а все так весело развлекались. У родителей дела были не лучше, так что из любопытства я спросил у них, может быть, они тоже ощущали некоторую изоляцию. Забавно, но им, похоже, было все равно. Они сказали, что не стремятся ни с кем подружиться, потому что у них и так полно друзей, а с этими людьми они, вероятно, больше и не увидятся. К тому же они были вместе, так что им ничего больше не хотелось. Я подумал, что это хороший пример того, как по-разному взрослые и дети воспринимают одни и те же ситуации, связанные с общением.

Что касается детей, которые скоро станут подростками, как я думаю, это школьники четвертых-пятых классов, то они начинают задумываться о том, как стать своими среди сверстников. Их ложь не настолько серьезна просто потому, что в этом возрасте (и когда они младше) дети еще не осознают все возможные последствия своего обмана, а их родители велят им не врать. Я полагаю, что дети в этом возрасте способны на ложь, связанную с общением, просто она не так ярко проявляется, поскольку эти дети еще не научились врать по-настоящему.

Помню, когда я учился в пятом классе, мы с друзьями позвали к себе в компанию одну девочку и один из нас предложил ей дружить. Она отказалась. Но в следующий понедельник, когда мы пришли в школу, мы всем рассказали, что она согласилась. Мы это сделали, чтобы посмеяться над ней. Хотя сейчас мне это кажется ребячеством, тогда мы думали, что это очень смешно — потешаться над девочкой, насочиняв про нее всякой ерунды.

Похожие книги из библиотеки