Ложь —это плохо?

Я написал уже много страниц о детской лжи. Но разве лгать — это хорошо? Я не хотел оправдать ложь своими заметками, я просто пытался объяснить ее причины.

Плохо ли нарочно искажать информацию в общении с другим человеком, чтобы добиться чего-то? В целом и дети, и взрослые считают, что ложь бывает хорошая и плохая. Вот в чем вопрос: а где проходит граница между ними? Я думаю, что и дети, и взрослые согласятся, что белая ложь — это хорошо. Почти все часто прибегают к белой лжи (сознательно или автоматически, по привычке). Если бы не было такого рода лжи, сколько людей могло бы пострадать. Человек задает вопрос, который я приводил в качестве примера, не потому, что действительно хочет узнать ваше мнение о том, хорошо ли он одет, скорее он хочет услышать комплимент и заранее предполагает ваш ответ, даже если это будет неправда.

Дети практически не испытывают угрызений совести, когда ложь преследует благую цель. Кроме этой цели человек преследует и другую — не нажить себе неприятностей. Дети терпимо отнесутся к такому виду лжи, как неискренний ответ на вопрос о том, когда ты лег спать. Если ложь работает и ограждает ребенка от неприятностей, то что в этом плохого? От этого никому не стало хуже; как гласит поговорка: «Меньше знаешь — крепче спишь». Похоже, именно так рассуждают дети обо всех видах лжи: если никто не пострадал, тогда что здесь такого?

Обман в области взаимоотношений одобрения не вызывает. Хотя большинство детей согласны с тем, что при общении с другим человеком иногда приходится врать, считается, что вранья должно быть как можно меньше, что и парню, и девушке нужно вести себя честно по отношению друг к другу. Потому что в отношениях необходимы искренность и преданность.

Поскольку существуют неписаные правила, которым надо следовать в отношениях с другим человеком, считается, что лучше соврать другу, чем тому, кого любишь. Таких неписаных правил для дружбы практически не существует, так что нет и табу на обман друзей. И каждый признает, что в общении бывают такие моменты, когда есть причины соврать, но если от этого никому не будет хуже, то все в порядке. Например, что будет, если парень соврал своей девушке и не рассказал, что виделся с бывшей возлюбленной, приехавшей к родным на выходные из школы-интерната? Что если он просто пошел ее навестить и между ними ничего не было? Тогда ему можно соврать, потому что измены не было, он просто стремится избежать неприятного разговора и не хочет расстраивать близкого человека рассказом о том, что не имеет большого значения. Но если он действительно изменил ей и она об этом узнала, то, безусловно, это недостойное поведение.

Похоже, дети относятся к обману в школе неодобрительно. Хотя большинство воспринимает такой обман как белую ложь или ложь, связанную с общением, многие не приветствуют вранье в школе. Это объясняется общественными устоями и теми принципами, которым детей учат с раннего детства: школа — это важно, и нужно слушаться учителя. Поэтому для некоторых детей соврать учителю — табу. А еще учителя ставят отметки, это наделяет их властью, поэтому их уважают.

Но никто по-настоящему школу не уважает, так что большинство детей ничего страшного не видят в том, чтобы соврать про какую-нибудь мелочь вроде невыполненного домашнего задания или причины опоздания. Правда, в том, что касается списывания, нарушения правил и тому подобных проступков, многие дети считают недопустимым врать учителю, потому что он для них авторитет.

Однако это не распространяется на родителей. Каждый ребенок много раз обманывал мать или отца. В целом дети, видимо, считают, что врать родителям иногда необходимо и в этом нет ничего предосудительного. Родители остаются с тобой на всю жизнь, а не просто до конца школьной четверти, поэтому невозможно всегда вести себя с ними хорошо, ни разу не солгав. Дети считают, что иногда они вынуждены лгать, поэтому со временем обман родителей становится в порядке вещей. Иногда это превращается в своеобразное состязание между ними: выясняется, кто умнее и как избежать разоблачения. Это опасный ход мыслей, если дело касается учителей; наказание — это ненадолго, а оценки — это на всю жизнь.

О мелком вранье родителям и говорить нечего, потому что это весьма распространенное явление, и все дети согласятся со мной, что в этом ничего плохого нет. А вот серьезная ложь — про наркотики, секс или школьные дела — встречается гораздо реже и намного меньше одобряется детьми. Взгляды многих, с кем я обсуждал серьезную ложь, разделились (или они вообще не имели определенного мнения по поводу серьезного обмана родителей): кто-то говорил, что иногда это необходимо, кто-то — что этого нельзя делать часто и что это нехорошо. Похоже, мнения насчет того, можно ли серьезно обманывать родителей, разделились 50 на 50. Если мне нужно создать обобщенный портрет тех, кто поддерживал каждую точку зрения, я бы сказал, что те, кто допускает, что иногда можно обманывать родителей по-крупному, — это более общительные люди, которые плохо учатся. Я думаю, это происходит потому, что такие люди не очень хорошо учатся в школе, они привыкли врать о том, чем они занимаются с друзьями, и им приходится врать гораздо чаще про свои школьные дела.

Трудно определить любой тип лжи, который не вписывается в определение белой лжи, лжи, связанной с общением, лжи про школу и лжи в области отношений детей с родителями. Первое, что мне приходит в голову, когда я размышляю об обмане, который нельзя включить ни в одну из указанных категорий, — это обман билетера в кино. У меня это засело в голове, потому что я так часто поступал. Все знакомые мне дети не видят в этом ничего дурного и оправдываются, что кинотеатр зарабатывает столько денег, что подобный обман ни на что не влияет. Мои родители совершенно этого не одобряют, утверждая, что для такого обмана нет никаких оснований; у нас же есть деньги, говорят они, так зачем же врать.

Похожие книги из библиотеки