58. Тянуть кота за хвост
Затягивать принятие не выгодного для тебя решения всеми возможными и невозможными способами. Изначально использовать временной фактор таким образом, чтобы твои обязательства были невыполнимы по объективным причинам. Использовать всевозможные формальные и бюрократические уловки, тянуть время для невыполнения возложенных или взятых на себя обязательств.
Классический пример. Ходжа Насреддин заключает с падишахом договор о том, что он за 20 лет научит ишака читать. Выдан ишак, деньги и учебные пособия. Невыполнение условий договора грозит Ходже очень большими неприятностями. «Зачем же браться за безнадёжное дело?» – спросили его. «Почему безнадёжное? – удивился Ходжа, – за 20 лет помрёт ишак, или падишах, или я. Всё нормально!»
Стандартная стратагема для многочисленной армии бюрократов. Самая обычная ситуация (получение справки, обмен паспорта и пр.) превращается в хождение по кабинетам, бесконечные стояния в очередях и прочие изматывающие тело и душу процедуры. Действительная причина подобных мытарств заключается не только в нерасторопности чиновников и плохой организации труда. Всегда найдутся люди, которые не захотят стоять в очередях и заплатят чиновнику за преодоление им же созданных трудностей. Да ещё и спасибо скажут.
Иногда стратагема может быть использована для нагнетания обстановки нервозности и неуверенности у твоего партнёра, склонение его к согласию на принятие крайне невыгодных для него решений.
Два примера от Виктора Львовича. Одна группа людей несколько раз проделала один и тот же трюк со своими партнёрами. Сначала создавалась фирма, которая начинала активно заниматься поставками какого-либо оборудования. Поставки осуществлялись реально. Фирма получала известность и историю. Затем находился партнёр, который был готов сделать очень крупный заказ. Желательно, чтобы между директором фирмы и партнёром стояли люди, которые знали их обоих и могли подтвердить их высокие моральные качества и финансовую состоятельность. Контракт на несколько сотен тысяч долларов заключался с условиями 50 % предоплаты. Срок поставки определялся в один месяц. Деньги переводились на счёт поставщика. Работа начиналась. Примерно за неделю до окончания сроков поставщик сообщал, что у его партнёров в ближнем зарубежье, где и изготавливается оборудование, наступил небольшой кризис, срок поставки, вероятно, будет задержан на 7–10 дней. Получатель начинал несколько нервничать. «Ничего страшного, – говорили ему, – оборудование поставим, посчитаем пеню и уменьшим на её размер вторую часть суммы контракта». Проходили ещё две недели. Покупатель начинал нервничать всё больше и больше. Тогда ему показывали газету (сайт в Интернете), где было описано очередное разоблачение какого-либо небольшого олигарха. Но именно это олигарх и есть наш партнёр. Через 2–3 недели покупатель уже не хотел поставки оборудования, он страстно желал одного – возврата денег. Он уже был готов отказаться от пени и неустойки. Его приглашали в ресторан, угощали ужином и прочим и уверяли, что всё будет хорошо. Деньги вернём, хотя нашему бизнесу пришёл конец. Фирма разорена. Действительно, через два месяца часть суммы возвращалась на счёт. А через три месяца деньги возвращались полностью. Покупатель не верил в своё счастье.
В чём суть происходящего? Никакого партнёра в ближнем зарубежье не было. Деньги изначально были нужны для использования в качестве бесплатных кредитных ресурсов. Их крутили три месяца. И три месяца получали прибыль.
Второй пример. Некто берёт в долг 60 тысяч долларов. В установленный договором срок возврат не происходит. Хозяин денег начинает нервничать. Должник тянет время. Оказывается, что у него произошёл крах и он окончательно разорён. Должника начинают прессовать. Очень скоро становится ясно, что получить с него вряд ли что-то удастся. В конфликт вмешиваются посредники. Время идёт, напряжение нарастает. Выхода из создавшейся ситуации не видно. С каждым днём шансы на возврат денег всё больше и больше уменьшаются. В конце концов должник сознаётся, что у него есть последняя заначка. В соседнем городе стоит новый «мерседес» (на генеральной доверенности), который как раз и стоит около 60 тысяч долларов. С дурной овцы – хоть шерсти клок! «Мерседес» забирают. Конфликт исчерпан.
В чём секрет? Деньги изначально не собирались отдавать. Заранее в Москве приобрели угнанный «мерседес», перебили номера, купили чистые документы и перегнали в приготовленный гараж. Вся операция по приобретению и оформлению машины обошлась в 10–15 тысяч баксов.