Заключительные мысли
Когда Фейнманна однажды спросили, как ему удалось развить свою легендарную способность молниеносно решать задачи, он ответил, что применял к ним различные способы, то есть смотрел на них под разным углом зрения. Использование аналогий – один из способов рассмотреть задачу, отождествление – другой, диалектический метод – третий. Для Фейнманна, который всегда был шоуменом, выдуманная история была способом удивить аудиторию – и по-новому взглянуть на задачу.
В искусстве есть аналогичный подход к решению задач. Умение нарисовать сцену с различных точек без потери деталей здесь считается огромным достоинством. Интересно, что это стало возможным благодаря инновации итальянского архитектора и скульптора Брунеллески в период Возрождения. Разрабатывая математический способ передачи линейной перспективы, Брунеллески создал идеально точный рисунок баптистерии Святого Иоанна во Флоренции. Предметы, которые располагались ближе, выглядели больше, находящиеся дальше – меньше, а линии плиток сходились в одной точке. Такие фрески, как «Вручение ключей» авторства Пьетро Перуджино и «Афинская школа» Рафаэля, – прекрасные более поздние примеры применения этого метода.
Мы начали с того, что концентрация на относительных величинах и каждодневных задачах помогает сделать сложные задания более выполнимыми. В какой-то мере они создают в голове своеобразные триггеры, которые напоминают нам о необходимости постоянно делать выбор. В следующий раз, когда вы увидите гору вещей, которую нужно отсортировать, вы, наверное, подумаете: «Ага, хорошее и плохое, быстрое и медленное, квадратичное и линейно-логарифмическое». Ваши сын, дочь, племянница или племянник могут спросить вас, что такое бинарный поиск, и вы подумаете: «Ага, свобода, Уильям Уолас, Эппи Тоам, рубашки на вешалке». Такие ассоциации легко и весело запоминать. Умение выбирать между хорошим и плохим поможет вам: вы будете знать, как выглядит спектр вариантов для выполнения конкретного задания.
Сегодня слово «алгоритм» можно услышать от многих людей, подобно тому как словосочетание «большой массив данных» было в ходу несколько лет назад. Я надеюсь, что после прочтения этой книги вы поняли, что эта концепция – не причуда. Ее корни в истории, как мы видели при обсуждении вавилонских табличек. Это вневременная концепция, поэтому о ней стоит поговорить, разобрать ее и, что важнее всего, показать, как можно использовать алгоритм в качестве инструмента эффективного мышления.