2.5.1. Клинико-психологическая характеристика нарушений слуха
Сурдопсихология (от лат. surdus – глухой) – раздел специальной психологии, в котором рассматривается психическое развитие детей с недостатками слуха.
История развития сурдопсихологии связана с привлечением внимания к возможностям обучения людей с недостатками слуха, что наиболее сильно проявилось в середине XIX в. Психологические исследования были начаты в XX в. и обусловливались необходимостью более полного представления о функционировании психики людей с недостатками слуха, а также об особенностях психического развития ребенка в ситуации недостатка или отсутствия звуковой информации. Большой вклад в развитие отечественной сурдопсихологии внесли P.M. Боскис, Л.В. Занков, А.Г. Зикеев, К.Г. Коровин, Н.Г. Морозова, М.М. Нудельман, И.М. Соловьев, Л.И. Тигранова, Ж.И. Шиф, Т.В. Розанова, Ф.Ф. Рау и др.
Предметом сурдопсихологии является изучение особенностей психофизического развития детей и взрослых с недостатками слуха, раскрытие закономерностей развития психических процессов и становления внутреннего мира человека в условиях недостаточного функционирования слухового анализатора.
В настоящее время определяются следующие задачи сурдопсихологии:
1) изучение закономерностей психического развития людей с нарушениями слуха;
2) установление зависимости психического развития от степени, характера и времени возникновения нарушения слуха;
3) определение путей компенсации недостатка слуха;
4) обоснование и разработка психологических оснований эффективной коррекционно-педагогической помощи детям с недостатками слуха;
5) изучение особенностей развития личности людей с нарушениями слуха и разработка направлений социально-педагогической работы, способствующих их оптимальному психическому развитию и интеграции в общество.
Большое значение для изучения психического развития лиц с нарушением слуха имеет решение проблемы дифференциации, выделения отдельных групп по особенностям слухового восприятия. В отечественной сурдопедагогике и сурдопсихологии наибольшее распространение получила медицинская классификация нарушений слуха у детей, предложенная Л.В. Нейманом. Нарушение слуха диагностируется по возможности человека воспринимать звуки определенной частоты и силы.
Первый критерий – частота звука. Диапазон частот разговорной речи находится в пределах от 500 до 3500 Гц (колебаний в секунду). Если нарушение слуха не позволяет воспринимать эти диапазоны, то это означает, что восприятие разговорной речи невозможно.
Второй критерий – сила звука. Разные звуки имеют разную силу звучания, которая измеряется в децибелах (дБ)[320]. При потере слуха более 80 дБ наступает глухота, при частичном нарушении (тугоухости) отмечается потеря от 15 до 80 дБ. Степени тугоухости устанавливаются в зависимости от средней арифметической потери слуха в области речевого диапазона частот.
Психолого-педагогические критерии классификации лиц с нарушениями слуха были предложены Р.М. Боскис. К ним относятся степень потери слуха, время возникновения нарушения слуха, уровень развития речи. Опираясь на предложенные критерии, выделяют следующие группы детей с нарушениями слуха:
1-я группа. Глухие дети, слух которых не может служить основой самостоятельного овладения речью. Обычно это дети, родившиеся с глубокими нарушениями слуха, или ранооглохшие, потерявшие слух в раннем возрасте до начала речевого развития или на ранних его этапах (до 3 лет). Глухие дети не воспринимают звуки силой менее 70–80 Дб, и это лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею. Они овладевают зрительным (чтение с губ) и слухозрительным (при помощи звукоусиливающей аппаратуры) восприятием словесной речи только в условиях специального обучения. Если глухих детей не обучают речи специальными средствами, они становятся немыми (глухонемыми). У большинства глухих детей имеется остаточный слух. Они воспринимают только очень громкие звуки (силой от 70–80 дБ) в диапазоне не выше 2000 Гц. Обычно глухие лучше слышат низкие звуки (до 500 Гц) и совсем не воспринимают высокие (выше 2000 Гц) (Т.В. Розанова).
2-я группа. Позднооглохшие дети, потерявшие слух в том возрасте, когда они уже владели речью и сумели ее сохранить. Р.М. Боскис предлагает называть таких детей «глухими, сохранившими речь». У позднооглохших детей могут наблюдаться разная степень нарушения слуха и разный уровень сохранности речи, так как при возникновении нарушения слуха без специальной педагогической поддержки речь начинает распадаться. Дети, входящие в эту группу, имеют опыт и навыки словесного общения, и это играет существенную роль в их дальнейшем развитии. В том случае, когда глухой ребенок сохранил в той или иной степени речевой запас и продолжает в какой-то мере осмысливать окружающую его действительность с помощью словесных обобщений, его развитие более сходно с развитием слышащих детей, чем ранооглохших. Это сходство оказывается тем большим, чем лучше сохранены речевой запас и связанные с ним возможности отражения действительности при помощи словесных обобщений (P.M. Боскис)[321].
3-я группа. Слабослышащие дети с неполноценной речью вследствие слухового дефекта. В эту группу входят дети, существенно различающиеся по возможностям слухового восприятия, но все они способны к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи имеющегося слуха. Среди слабослышащих выделяют детей с разной степенью тугоухости (слабо слышания):
1) легкая степень тугоухости, при которой шепотная речь воспринимается на расстоянии 3–6 м от уха, а разговорная – на расстоянии 6–8 м;
2) умеренная степень тугоухости, при которой шепотная речь воспринимается на расстоянии 1–3 м от уха, а разговорная – на расстоянии 4–6 м;
3) значительная степень тугоухости, при которой шепотная речь воспринимается на расстоянии 1 м от уха, а разговорная – на расстоянии 2–4 м;
4) тяжелая степень тугоухости, при которой шепотная речь воспринимается на расстоянии 0,5 м от уха, а разговорная – на расстоянии до 2 м;
Недостатки слуха у ребенка приводят к замедлению в овладении речью, к восприятию речи на слух в искаженном виде. Кроме того, развитие речи у слабослышащих детей зависит от целого ряда факторов, начиная от психофизических возможностей, индивидуальных способностей и заканчивая теми социально-педагогическими условиями, в которых проходит его развитие. Слабослышащий ребенок с тугоухостью второй степени при поступлении в школу может иметь развитую, грамматически и лексически правильную речь с небольшими ошибками в произношении отдельных слов и отдельных речевых звуков. Психическое развитие такого ребенка приближено к нормальному. В то же время ребенок с более сохранным слухом при неблагоприятных социально-педагогических условиях развития может к школьному возрасту иметь значительное речевое недоразвитие, что сближает его с особенностями развития глухого ребенка (Т.В. Розанова)[322]. P.M. Боскис отмечает, что для педагогических целей большое значение имеет дифференциация слабослышащих детей, обладающих развитой речью с небольшими ее недостатками, и слабослышащих детей с глубоким речевым недоразвитием.
Отмечается, что нарушение слуховой функции чаще всего происходит в раннем детстве. Согласно исследованиям Л.В. Неймана, в 70 % случаев потеря слуха возникает в возрасте 2–3 лет. В настоящее время фиксируется увеличение количества людей с нарушениями слуха. Статистические данные по разным регионам мира показывают, что повышается число лиц со сниженным слухом в возрастной группе после пяти – десяти лет. Проведенные в различных странах исследования показали, что 4–6 % от всего населения планеты имеют нарушения слуха в степени, затрудняющей социальное общение. Из этого числа 2 % людей имеют двустороннее снижение слуха и воспринимают разговорную речь на расстоянии менее 3 м, а 4 % – выраженную одностороннюю тугоухость (Т.Г. Богданова)[323].