236

Стоп старение. Как вернуть молодость, здоровье и жизненные силы

Классика жанра. Про пилинги, мезотерапию, пептиды в anti-age косметологии и многое другое. Планируем, когда и зачем пойдем к косметологу

Классика жанра. Про пилинги, мезотерапию, пептиды в anti-age косметологии и многое другое. Планируем, когда и зачем пойдем к косметологу

Интерес к поддержанию привлекательной внешности не зависит от биологического возраста, а состояние внешности далеко не всегда им определяется. Затормозить процессы возрастных изменений кожи – сложная задача. Это обусловлено не только генетической запрограммированностью процесса, но и тем, что увядание кожи напрямую связано со старением организма в целом. Поэтому обязательным условием эффективности профилактики преждевременного старения кожи является комплекс мер, включающий все, что мы уже обсудили. Особенно это касается ранних изменений гормонального статуса, поскольку кожа является одной из самых крупных мишеней половых гормонов.

Традиционные методы предупреждения возрастных изменений, или биостимуляция, подразумевают использование факторов роста: продукты на основе ДНК-РНК и клеточных технологий; гиалуроновая кислота; аминокислотная заместительная терапия; пептидные биорегуляторы; ретиноиды; фото– и лазероомоложение. Наилучшие результаты достигаются при комбинировании методик исходя из показаний, материальных возможностей и ваших желаний, а не из возможностей и предложений отдельно взятого центра эстетической медицины.

Пилинги

Основные косметические процедуры, рекомендуемые косметологами для коррекции возрастных изменений кожи и профилактики ее старения, – пилинги.

Для решения ремодулирующих задач рекомендуются срединные химические пилинги трихлоруксусной кислотой, глубокие пилинги и лазерная шлифовка кожи. Учитывая тот факт, что пролиферативный потенциал, или способность к делению основных клеток кожи, ограничен, многократное проведение срединных и глубоких пилингов, как и лазерных шлифовок, может привести к обратному результату – преждевременному старению кожи.

Физиологичным подходом к решению проблем профилактики возрастных изменений является химический пилинг ретиноидами: «желтый». Ретиноиды участвуют в биосинтезе структурных элементов кожи (коллагена, эластина и т. д.) и оказывают прямое влияние на митотическую (митоз = деление клеток) и метаболическую активность клеток поверхностного и основного слоев кожи, что связано с наличием у клеток кожи рецепторов к ретиноевой кислоте. Правда, это не для «реактивной кожи» и не для аллергиков.

Химический пилинг – физиологический подход к решению проблем профилактики возрастных изменений.


— AD —

Мезотерапия

Здесь лидирует гиалуроновая кислота пролонгированного действия. Методика называется биоревитализацией. В результате не только улучшается увлажненность кожи, но и возрастает пролиферативная активность основных клеток кожи, воссоздается качественный межклеточный матрикс.

Эффективность косметических препаратов для внутридермального введения, содержащих клеточные структуры и экстракты из фетальных тканей животных, а также растений, подтверждена годами их использования на практике.

Аминокислотные высокоочищенные плацентарные внегормональные комплексы, базирующиеся на тканевой терапии В. П. Филатова, помимо местных эффектов, оказывают весьма впечатляющее системное действие.

Физиотерапия

Лидерство в этом направлении держит фотоомоложение. В результате процедур происходит повышение синтетической активности облученных тканей, усиленный синтез коллагена, реактивация антиоксидантных защитных систем при их частичной потере активности в генетически запрограммированных физиологических пределах.

Но чтобы не получить обратный – прооксидантный – результат, надо бы знать эти генетически запрограммированные пределы.

Косметика

Кремы, содержащие ретиноиды, заслуженно лидируют в списке наружных anti-age средств. Надо только не забывать о сезонности применения этих кремов: ретиноиды разрушаются под действием ультрафиолета.

Очень перспективным является использование пептидной косметики.

С химической точки зрения и белки, и пептиды – это цепочки соединенных вместе аминокислот. Причем одна аминокислота – это просто аминокислота, но уже две, три или четыре аминокислоты, соединенные вместе, называют пептидом. А вот если такая цепочка очень длинная – больше 100 аминокислот, – это уже белок.

Проблематичность белков – в их больших размерах, которые исключают проникновение этих молекул через роговой слой кожи. Даже в гидролизатах белков, которые обычно используются в косметике, остаются слишком большие фрагменты. Напротив, пептиды через нуклеопоры способны достигать слоя живых клеток.

Но самое главное, пептиды обладают регуляторными свойствами, т. е. они способны влиять на поведение живых клеток. Теоретически, подобрав правильную комбинацию пептидов, можно комплексно управлять процессами возрастных изменений, протекающими в коже.

Фитогормоны являются соединениями, вызывающими специфический ростовой эффект. Эта широчайшая группа веществ, образующихся в малых дозах в растениях, не имеет ничего общего с фитоэстрогенами. Они предотвращают фотоповреждения и окислительный стресс, снижают активность ферментов, разрушающих структурные элементы кожи.

Когда на креме написано, что он содержит фитоэстрогены, – это хорошо, так как плотность рецепторов к эстрогенам на коже лица максимально возможная.

Выбираем время для похода за «радостями» пилингов и мезотерапии

Кожа активно взаимодействует практически со всеми системами организма и сама находится под их влиянием. А это означает, что эффективно решать проблемы можно, лишь принимая во внимание ее взаимоотношения со всеми остальными органами, в том числе с нейроэндокринной системой и даже психикой. Одним из самых значимых является влияние на кожу половых гормонов. Известно, что кожа служит мишенью, а также метаболизирует и синтезирует стероидные гормоны.

Андрогены оказывают влияние на пигментацию кожи и, как стимуляторы сальных желез кожи, ответственны за усиление продукции себума этими железами. Нарушение метаболизма «мужских» половых гормонов андрогенов играет существенную роль в патогенезе акне, гирсутизма и алопеции, иначе прыщей, лишних волос не там где надо и отсутствия в желаемых зонах. Удельный вес коллагена в дерме и плотность укладки коллагеновых волокон выше у обладательниц рецепторов андрогенов с измененной чувствительностью. При этом толщина женской кожи значимо уменьшается только с наступлением климактерического периода.

Под влиянием женских половых гормонов находятся не только репродуктивная система и кожа, но и клетки других органов – например мозга. Поэтому эстрогены и прогестерон следует рассматривать как сигнальные вещества, которые взаимосвязаны со многими системами организма, и оценивать не только локальные, но и общие их биологические эффекты, зависящие не только от фазы, но даже от дня цикла.

Нормальный менструальный цикл длится в среднем около 30 дней с диапазоном 25–35 дней. В широко представленной литературе (авторы – гинекологи) он делится на 3 фазы: фолликулярную, фазу овуляции и лютеиновую фазу. В некоторых изданиях (авторы – эндокринологи) его делят на четыре фазы: менархе; фолликулярную фазу, которая соответствует пролиферативной активности эндометрия и длится в течение 10–16 дней; овуляторную фазу – приблизительно 36 часов; и лютеиновую фазу, соответствующую секреторной фазе эндометрия. И совсем редко выделяют предменструальную фазу.

Эстрогены оказывают прямое влияние на активность «гормонов счастья» эндорфинов (эндогенных опиоидов).

В начале цикла общий уровень гормонов невысок. Во время менструации и в раннюю фолликулярную фазу уровень эстрогенов возрастает очень слабо, в то время как прогестерон и андрогены остаются без существенных изменений. В это время велика вероятность повышенной реактивности кожи в ответ на раздражающие факторы. На фоне mensis очередную процедуру мезотерапевтического цикла лучше отменить.

Во время второй половины фолликулярной фазы с ростом фолликулов уровень эстрогенов начинает расти. Такое изменение становится более выраженным ближе к фазе овуляции, когда он увеличивается до девятикратного значения по сравнению с начальной (базальной) величиной. Эстрогены оказывают прямое влияние на активность «гормонов счастья» эндорфинов (эндогенных опиоидов).

Наиболее активным эстрогеном является эстрадиол. У него имеется множество биологических эффектов, но в этот период он ведет женщину к реализации программы по продолжению рода, или овуляции. Поэтому симптоматики избытка эстрогенов, например задержки жидкости в межклеточном пространстве, или спастических реакций сосудов, нет.

Начало фазы овуляции отличается повышенным уровнем эстрогенов. По мере начала роста их уровня происходит увеличение синтеза прогестерона, меньшее – тестостерона и резкое падение уровня циркулирующих эстрогенов. Далее уровень прогестерона и андрогенов в плазме также снижается, но это происходит после возвращения гонадотропинов к базальным значениям.

Овуляция происходит через 16–20 часов после пика выброса гонадотропинов. К этому времени уровни всех заинтересованных гормонов уже снижены. Скорость метаболизма максимальна. Психоэмоциональное состояние стабильно. Болезненные манипуляции доставляют минимум дискомфортных ощущений. Постарайтесь поймать момент.

Во время лютеиновой фазы уровень эстрогенов низкий. В организме властвует прогестерон, секретируемый желтым телом, или «гормон покоя». У кого из активно практикующих косметологов не было неприятных, незапрограммированных ситуаций, когда что-то получается не так, как хотелось бы? Но именно в этой фазе мы наименее скандальны и спокойно принимаем происходящее.

Прогестерон имеет множество биологических эффектов. Наиболее интересны:

антидепрессантный эффект, а значит, наилучшее психологическое восприятие проводимых манипуляций. Вы просто не захотите расстраиваться;

стимуляция действия гормонов щитовидной железы и поддержка нормального уровня глюкозы, а значит, эффективность методик, направленных на коррекцию веса;

нормализация свертывания крови, а значит, меньший риск синяков при использовании инъекционных методик.

Приблизительно через 8-10 дней уровень прогестерона начинает снижаться и затем быстро падает, так что к 14-му дню после овуляции он достигает очень низких значений. Предменструальный период, когда уровень гормонов резко снижается, самый сложный для женщины. За несколько дней до менструации кожа становится особенно чувствительной. В это время изменяется величина транс-эпидермальной потери воды (ТЭПВ). Она достоверно увеличивается в дни минимальной эстроген-прогестероновой секреции.

И… не забудьте про ПМС. Предменструальный синдром – симптомокомплекс, возникающий в предменструальные дни и проявляющийся нервно-психическими, вегетативно-сосудистыми и обменно-эндокринными нарушениями. Настроение становится непредсказуемым, возможно появление акне, в тканях задерживается жидкость, болевой порог понижается, сосуды становятся более ломкими. Пожалуй, тихо посидим дома.

Затем наступает менструация. А дальше?

Наиболее значимые изменения развиваются в климактерическом периоде и обусловлены эстроген-дефицитным и андроген-доминирующим состояниями, в связи с чем их нередко называют гормонозависимым старением. Относительная гиперандрогения может способствовать появлению волос на подбородке и верхней губе и избыточного отложения жира на животе и талии.

Дефицит эстрогенов приводит к снижению уровня мелатонина, серотонина и дофамина. Серотонин является нейромедиатором, регулирующим поведение, настроение, тревожность и другие аспекты деятельности ЦНС.

Иногда серотонин называют гормоном счастья, но это не более чем аллегория. А появилась она из-за того, что благодаря адекватной выработке серотонина в организме мы находимся в хорошем расположении духа, чувствуем прилив сил и настроения, жизнь ощущается ярче и интереснее, повышается сопротивляемость стрессам.

Проведение интенсивных косметических процедур без учета общего состояния организма может закончиться самым плачевным образом. Методики, повреждающие целостность кожи и/или вызывающие боль, являются для кожи стрессом. Предполагается, что стресс играет положительную роль, стимулируя кожу к активному восстановлению. Но иногда стрессовая процедура на фоне климактерической депрессии может оказаться «последней каплей». В итоге вместо anti-age эффектов возможно получить шрамы, воспаления и нарушения пигментации.

Похожие книги из библиотеки