Профилактика и лечение отравлений ФОВ
1. Использование индивидуальных технических средств защиты (противогаз, защитная одежда) в очаге химического поражения.
2. Участие медицинской службы в проведении химической разведки в районе расположения войск:
* проведение экспертизы воды и продовольствия;
* запрет на использование воды, продовольствия из непроверенных источников;
3. Обучение личного состава правилам поведения на зараженной местности;
4. Санитарная обработка пораженных в очаге и на этапах медицинской эвакуации;
5. Экстренная эвакуация личного состава из очага химического поражения.
Чтобы избежать поражения фосфорорганическими отравляющими веществами необходимо предотвратить их поступление в организм. Наиболее простой и надежной защитой органов дыхания и глаз от воздействия ФОВ является противогаз, однако его применение не исключает возможности поражения через кожные покровы. Для предохранения последних от попадания на них ФОВ применяются защитные перчатки, чулки, накидки, фартуки, импрегнированное белье и, наконец, специальная одежда (защитные костюмы).
Нельзя также забывать, что отравленные ФОВ и после эвакуации из очага поражения могут представлять опасность для окружающих незащищенных людей в том случае, если их одежда подверглась заражению отравляющим веществом. Отсюда понятно значение частичной и полной санитарной обработки в профилактике поражений фосфорорганическими отравляющими веществами.
Частичная санитарная обработка (ЧСО) – это обезвреживание ОВ, попавших на кожу и прилегающую к ней одежду, производиться с помощью индивидуального противохимического пакета. Для предупреждения десорбции ОВ из одежды ее обрабатывают содержимым пакета дегазирующего силикагелевого (ДПС). Полная санитарная обработка (ПСО) заключается в обмывании всего тела водой с использованием моющих средств и последующей сменой белья и одежды.
Жидкие ФОВ обладают способностью проникать через резиновую защиту, и хотя процесс этот довольно медленный, его необходимо учитывать в случае длительного пребывания людей в защитной одежде. Следует своевременно дегазировать и мыть зараженную одежду, а при необходимости заменять ее новой.
Нельзя забывать о том, что средства эвакуации (носилки, машины и др.) пораженных ФОВ также могут оказаться зараженными жидкими ОВ, поэтому должна быть организована их дегазация и мытье. Предметы, дегазация которых практически невозможна, следует уничтожать.
К средствам предупреждения поражений ФОВ относится также профилактический антидот П-6 (в аптечке индивидуальной – АИ-3), который следует принимать по 2 таблетки по команде командира или медицинских работников за 30 минут до возможного контакта с этими ОВ. При необходимости препарат можно принимать повторно, но не ранее, чем через 6 часов после первого приема.
Основной принцип лечения пораженных с острыми отравлениями ФОВ заключается в комплексном проведении специфической антидотной терапии, различных методов выведения яда из организма и симптоматической терапии. Комплексная специфическая антидотная терапия основана на блокировании ХР – создании препятствия для токсического действия эндогенного АХ, а также на восстановление активности ингибированной АХЭ с целью нормализации обмена АХ.
Специфическая терапия острых отравлений ФОВ состоит в комбинированном применении холинолитиков – препаратов типа атропина и реактиваторов ХЭ – оксимов. Следует различать интенсивную и поддерживающую атропинизацию.
Интенсивная атропинизация назначается всем пораженным в течение первого часа лечения вплоть до купирования всех симптомов мускариноподобного действия ФОВ, т.е. до появления характерных признаков атропинизации: сухости кожи и слизистых оболочек, умеренной тахикардии, расширения зрачков. Дозы вводимого атропина для интенсивной атропинизации следующие: легкая ст. тяжести – 2-3 мг, средней ст. тяжести 20-25 мг, тяжелая ст. поражения – 30-35 мг внутривенно. Это состояние следует поддерживать повторным введением меньших количеств атропина (поддерживающая атропинизация) для создания стойкой блокады М- холинореактивных систем организма против действия АХ на период, необходимый для удаления или разрушения яда (2-4 суток). Суточные дозы атропина, вводимого для поддерживающего лечения, могут быть следующими: легкая ст. – 4-6 мг, средняя ст. – 30-50 мг, тяжелая ст. – 100-150 мг (вводятся каждые 10-30 мин в зависимости от тяжести поражения). При тяжелой интоксикации ФОВ, сопровождающейся выраженной гипоксемией, атропин может не только не дать полезного эффекта, но даже привести к смертельной фибрилляции миокарда. В таких случаях введению атропина должно предшествовать проведение искусственного дыхания с дачей кислорода для уменьшения кислородного голодания тканей.
Наряду с атропином для борьбы с острой интоксикацией ФОВ применяются и другие препараты, оказывающие холинолитическое действие: (М-холинолитики – скополамин 0,05%-1мл, метацин 0,1%- 1мл, платифиллин 0,2%-1мл, и др.); центральный М-, Н-холинолитик: табельный препарат – будаксим применяется в порядке само- и взаимопомощи, находится в аптечке индивидуальной (АИ). Он снимает 1 -1,5 смертельных дозы яда. Вводится подкожно или внутримышечно в очаге химического поражения и на этапах медицинской эвакуации (ЭМЭ).
Одновременно с проведением интенсивной и поддерживающей атропинизации больным необходимо в течение первых суток с момента отравления вводить реактиваторы АХЭ. В основе лечебного действия реактиваторов АХЭ лежат следующие механизмы:
1. дефосфорилирование и реактивация угнетенного ядом фермента – ацетилхолинэстеразы;
2. устранение блока нервно-мышечной передачи;
3. разрушение яда путем прямого взаимодействия с ним.
Интенсивная реактивация АХЭ осуществляется только до момента старения связи (АХЭ-ФОВ) в течение 6-8 ч. Если в первый час реактивация АХЭ достигает 100%, то к концу первых суток – 30%.
Самым важным в лечебном действии реактиваторов холинэстеразы при отравлении ФОВ является устранение блока передачи нервных импульсов в дыхательной мускулатуре. В тоже время реактиваторы АХЭ практически не защищают от мускариноподобного действия ФОВ и, поэтому, должны применяться обязательно в комбинации с атропином или другим активным атропиноподобным веществом.
Реактиваторы АХЭ: (ТМБ-4) дипироксим 15% по 2-4 мл в/м, в/в; изонитрозин (хорошо проникает ч/з гематоэнцефалический барьер) 40% по 3 мл в/венно 2-3 раза в течение первых суток; (2-ПАМ) пралидоксим 30% по 1 мл в/м, в/в; обидоксим 25% по 1-2 мл в/м.
Специфическую терапию проводят под постоянным контролем активности фермента АХЭ. При благоприятно протекающем лечении отравления восстановление активности АХЭ начинается на 2 – 3 сутки после отравления, возрастая к концу недели на 20 – 40 % по сравнению с острым периодом, и возвращается к нормальному уровню через 3 – 6 месяцев.
С целью сокращения времени пребывания в организме ФОВ и их метаболитов проводятся мероприятия, направленные на ускоренное выведение яда из организма. Для удаления ФОВ из ЖКТ промывают желудок через зонд, дают активированный уголь внутрь, назначают кишечный лаваж, солевые слабительные (сульфат натрия 30-50 г/на 100-150 мл воды), сифонные и очистительные клизмы. При средне-тяжелых и тяжелых отравлениях показаны повторные промывания желудка с интервалами в 4-6 часов в течение нескольких дней до ликвидации тяжелых симптомов мускарино- и никотиноподобного действия ФОВ.
Среди методов патогенетической терапии отравлений ФОВ особо важную роль наряду с антидотным лечением играет восстановление тяжелых дыхательных расстройств. Используются различные методы ИВЛ, проведение оксигенотерапии, направленные на устранение дыхательной недостаточности.
Для удаления ФОВ из кровеносного русла и выведения с мочой растворимых продуктов гидролиза применяют форсированный диурез, методы искусственной детоксикации организма: гемосорбция, гемодиализ, перитонеальный диализ, гемофильтрация.
При различных видах нарушения дыхания с целью профилактики пневмоний пораженным назначают антибиотики.
При явлениях острой сердечно-сосудистой недостаточности показано введение низкомолекулярных растворов (изотонический раствор хлористого натрия, глюкозы), гормонов, сердечнососудистых средств.
Для купирования судорожного синдрома, не снимаемого введением антидотов и профилактики психомоторного возбуждения следует проводить седативную терапию: введение 10 мл 25% раствора сульфата магния, 2-4 мл 2,5% раствора аминазина. При выраженном делирии и судорожном статусе применяют 40-60 мл 20% раствора оксибутирата натрия, виадрил (500-1000 мг в 5% растворе глюкозы в/в медленно), седуксен (5-10 мг внутривенно), краниоцеребральную гипотермию.